Ограничения на въезд автобусов в города-организаторы вводятся ради обеспечения безопасности, они были прописаны указом президента РФ. Но, как пояснил RATA-news руководитель рабочей группы по автобусам РСТ Владимир Рабинков, указ был подписан еще год назад, соответствующее постановление – в декабре 2017 года. Ожидалось, что за это время транспортники получат все необходимые уточнения и разъяснения, но до сих пор вопросы оснащения аппаратурой спутниковой навигации и направления владельцами машин уведомлений так и не решены. Правила есть только на бумаге, механизм практических действий не прописан.

Ранее мы сообщали, что РСТ направил письма в Транспортную дирекцию Чемпионата мира по футболу, а также в Минтранс и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы с просьбой дать официальные разъяснения по вопросам, которые волнуют транспортников по порядку выполнения пассажирских перевозок автобусами в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Разъяснения Транспортной дирекции смотрите здесь.

В письме РСТ было сформулировано шесть конкретных вопросов. Не по каждому получены четкие ответы, часть оказались формальными и даже уклончивыми.


Например, на прямой вопрос – можно ли ехать по МКАД и разворачиваться для заезда на МКАД автобусам, не оборудованным системой «Эра-Глонасс» либо без подачи уведомления, дан ответ, из которого нельзя понять, можно ли или нет.

По факту, как поясняет коммерческий директор московской компании «Евробус», руководитель автобусной комиссии РСТ Владимир Рабинков, посты на въезде в Москву расположены внутри города и внутри МКАД, а не по формальным территориальным границам. Автобус без предварительного уведомления Транспортной дирекции о поездке по МКАД ехать может. Территория Новой Москвы под запрет не попадает. Там, где нельзя въезжать, поставили дорожные знаки «въезд автобусов запрещен». Около этих знаков располагаются контрольные межведомственные группы из представителей МВД, Транснадзора, департамента транспорта Москвы.


Еще конкретный вопрос – может ли в Москву въезжать автобус, купленный незадолго до ЧМ-20168 и поэтому не прошедший категорирование, поскольку на эту процедуру требуется минимум полгода. Ответ получен крайне формальный. Суть его в том, что Положение о порядке оснащения автобусов аппаратурой спутниковой навигации и ее идентификации в системе «Эра-Глонасс» и прочие аналогичные документы были утверждены еще в 2017 году, так что времени выполнить все формальности у транспортников было достаточно. То есть возможность покупки автобуса, например, за месяц-два до чемпионата Транспортная дирекция, видимо, не допускает.

По факту. Большая часть купленных под ЧМ новых автобусов, арендованных или взятых в лизинг категорирование пройти не успело и не могло успеть. На присвоение категории уходит не менее трех месяцев, а зачастую больше шести. Поручение заместителя министра транспорта обеспечить первоочередное рассмотрение заявок на категорирование автобусов, въезд которых планируется в города-организаторы на период проведения ЧМ-2018, было дано, когда до начала ограничений оставался всего один месяц. Можно было успеть в порядке исключения пройти категорирование пятидесяти автобусам Setra, купленным перед ЧМ Мосгортрансом. Автобусы частных перевозчиков, а таковых подавляющее большинство, нельзя разделить на те, что используются для обслуживания гостей ЧМ или для прочих туристов. «Вместе с тем при подаче заявки на въезд в Москву на сайте Транспортной дирекции указывать реестровый номер из реестра категорированных объектов не обязательно. Так что фактически препятствий для въезда для «некатегорированных» автобусов нет», – отмечает Владимир Рабинков.

Ответ Транспортной дирекции на вопрос – можно ли заменить автобус, если произошла поломка или ДТП, фактически означает: пусть гости ЧМ или просто туристы как хотят, так и добираются. Если им «посчастливилось» ехать в автобусе из другой страны, то сформировать уведомление возможно не позднее чем за 3 часа до въезда автобуса в город. То есть даже если поломка случится на въезде в город, а подменный автобус приедет быстро, пассажирам придется три часа ждать, пока начнет действовать уведомление.

А вот пассажирам отечественных транспортных компаний придется провести в сломавшемся автобусе минимум 48 часов, даже, если уведомление будет подано немедленно: «уведомление формируется не позднее чем за 48 часов до планируемого времени въезда», говорится в ответе Транспортной дирекции. Иными словами, водитель обязан предусмотреть поломку автобуса минимум за 48 часов до того, как она случится.

«Но русская смекалка не подвела: «наши люди» нашли «несимметричный ответ» и стали подавать уведомления на въезд в Москву впрок, на всякий случай – на все имеющиеся в распоряжении автобусы и на все возможные даты и время въезда. Даже если ехать не собираются, – говорит Владимир Рабинков. – Так же делают многие при подаче уведомлений на детские перевозки. Там тоже разработчики правил «забыли» учесть, что за 48 часов между подачей уведомления и началом поездки планы заказчика могут измениться, автобус может сломаться, водитель заболеть. Ехать без уведомления нельзя, а подать уведомление, но не ехать можно. Когда число уведомлений многократно превышает число реальных поездок, о каком-либо контроле ради безопасности говорить не приходится, но «имитация кипучей деятельности» присутствует».

Интересно отметить, что автобусам-нерезидентам, то есть принадлежащим иностранным компаниям, возможность въезда в Москву во время ЧМ обходится гораздо дешевле, чем российским. Иностранцам достаточно сделать обеспечительный платеж 6822,98 рубля и получить транспондер «Платон», который после чемпионата можно сдать, а деньги вернуть. А для россиян установка и отладка оборудования стоит примерно 20 тыс. рублей. За обычную сим-карту, которая после ЧМ пропадет, надо заплатить 2400 рублей. С учетом трудозатрат на подготовку бумаг, поездки, вынужденные простои автобусов на время установки и отладки оборудования, издержки составили от 30 до 50 тыс. за каждый автобус.

Отметим, что Транспортная дирекция ни словом не упомянула о возможности въезда в города проведения ЧМ автобусов, не оборудованных системой «Эра-Глонасс». А ведь она реально существует.

Согласно пункту 5 указа президента РФ № 224 от 22.05.2017 г. въезд в города проведения ЧМ не запрещен не только автобусам, оборудованным системой «Эра-Глонасс» и с уведомлением о въезде за 48 часов, но и «автобусов, в отношении которых уполномоченным территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, определенном межведомственным оперативным штабом, принято решение о разрешении въезда на территорию названных городов». То есть предусмотрен второй вариант – получить разрешение. И даже предусмотрен порядок выдачи таких разрешений, хоть и особо не рекламируется – видимо, чтобы не помешать продажам дорогостоящего, но не нужного транспортникам оборудования.

Порядок принятия решения «закопан» на сайте Минтранса, смотрите его здесь. По словам Владимира Рабинкова, этот документ полон здравого смысла: «Из текста следует, что руководитель межведомственной контрольной группы прямо на месте может принять решение и пропустить какой-либо автобус на территорию города. Для этого у него просто должны отсутствовать сведения о том, что в автобусе едут злоумышленники, которые готовят преступление или находятся в розыске. И что с самим автобусом, в частности, с документацией на поездку, все в порядке. Если автобус едет без уведомления, но пустой – например, в сервис, расположенный внутри МКАД, то оснований не пускать его в Москву явно нет. Не ждать же автобусу ремонта на МКАДе до окончания чемпионата?!».

Понятно, что меры безопасности во время ЧМ должны быть повышены, мы все хотим, чтобы событие такого масштаба прошло без инцидентов и на высшем уровне, говорит г-н Рабинков: «Но эти меры должны быть эффективными и не создавать лишних проблем для обычной жизни города. Ведь автобусы должны доставлять сотрудников на предприятия, строителей на стройки, обычных туристов на экскурсии».

По мнению эксперта, в плане безопасности гораздо важнее наладить взаимодействие с водителями автобусов. Они лучше всех всё знают и видят. Надо чаще проверять салоны и багажные люки на предмет подозрительных предметов, тщательнее присматриваться к пассажирам. Надо, чтобы в их мобильные телефоны заранее были внесены номера экстренных служб, и они не опасались звонить туда в случае подозрений, даже если опасения не подтвердятся. И водители не должны бояться обращений к представителям контрольных органов. А для этого надо, чтобы эти контролеры не искали повод обязательно к чему-нибудь прицепиться и сорвать поездку.