Президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении страны к протоколу к Токийской конвенции, согласно которому преследовать и наказывать пассажиров, нарушивших правила поведения в полёте, сможет то государство, где приземлился самолёт.  

В России применяется Токийская конвенция о преступлениях на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 года. Дополнительный протокол, изменяющий конвенцию, был подписан в 2014 году.

Протокол определяет в том числе юридическую основу для борьбы с авиадебоширами. Сейчас юрисдикцию в отношении недисциплинированных пассажиров осуществляет государство, в котором зарегистрировано конкретное гражданское воздушное судно. Протокол разрешает и другим странам применять такие меры, если преступление совершено на борту гражданского самолёта, выполняющего посадку на их территории, или на борту авиаперевозчика, который осуществляет деятельность в этой стране.

Кроме того, определяются особенности взаимодействия командира самолёта с компетентными органами договаривающихся стран. Так, после посадки воздушного судна он может передать стране пассажира, «в отношении которого имеются достаточные основания полагать», что он совершил преступление на борту. При этом командиру нужно по возможности в кратчайшие сроки предупредить ведомства о намерении передать такого человека.

Документ уточняет виды запрещённого на борту самолёта поведения, к которому отнесены нападение на члена экипажа или угроза его нападения, а также отказ следовать законным указаниям, полученным от командира самолёта.

Как отмечал ранее первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, присоединение к протоколу расширит возможности РФ в части пресечения роста числа случаев недисциплинированного поведения в самолётах.


Данное решение заслуживает особого внимания. Авиадебоширы наносят не только большой ущерб деятельности авиакомпаний, могут испортить путешествие туристу, но и зачастую остаются безнаказанными из-за пробелов в международном законодательстве, и эту проблему необходимо разрешить. С таким призывом выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

ПОЧЕМУ АВИАДЕБОШИРОВ НЕ ВСЕГДА МОЖНО НАКАЗАТЬ

Для того чтобы добиться этой цели, ИАТА, объединяющая около 240 авиакомпаний, обеспечивающих 84% международных авиаперевозок, предлагает изменить текст Токийской конвенции 1963 года о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна.

По свидетельству экспертов, основная проблема конвенции применимо к нынешним реалиям заключается в том, что правонарушения на борту самолета подпадают исключительно под юрисдикцию страны регистрации воздушного судна

Однако, учитывая, что сегодня около 40% флота мировых авиакомпаний находится в лизинге, нередка ситуация, когда место регистрации судна не имеет ничего общего ни со страной, где зарегистрирована сама авиакомпании, ни с юрисдикцией того государства, в котором пришлось совершить вынужденную посадку. В итоге авиадебошир остается безнаказанным, а авиакомпания терпит убытки, причем иногда значительные. По данным ИАТА, изменение курса и вынужденное приземление обходятся авиаперевозчикам от $10 тыс. до $200 тыс.

"Это заставит пассажиров подумать дважды"

В этой связи ИАТА призывает изменить конвенцию таким образом, чтобы лишить недисциплинированного пассажира любой возможности уйти от ответственности.

Для этого предлагается расширить не только юрисдикцию государства, использующего самолет, и государства, над территорией которого совершается преступление, но государства гражданства правонарушителя, посадки, потерпевшего лица и обычного проживания правонарушителя.


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >