Далее стенограмма выступления.

З.Догузова: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Михаил Владимирович, Вы уже во вступительном слове отметили, что туризм, индустрия гостеприимства могут и должны быть для всего Кавказа, для всех регионов одной их якорных отраслей экономики, которая даст большие социальные и экономические эффекты. По нашим оценкам, доходы от туризма и индустрии гостеприимства в перспективе могут составить не менее 10% ВРП регионов Кавказа (сейчас это не более 1–2%), что позволит увеличить количество рабочих мест не менее чем в 3 раза в туризме, особенно в сегменте МСП и самозанятых.

Туризм с точки зрения социальной роли – это и новое качество жизни территорий, и совершенно другая среда, где есть возможность для комфортной жизни, отдыха и путешествий. Причём как для местных жителей, так и для туристов. И конечно, очень важна объединяющая роль туризма, мы об этом много говорили, – через развитие горизонтальных связей между регионами. По сути, говоря простым языком, задача, которую мы перед собой ставим, – чтобы люди, туристы, наши граждане, иностранцы с удовольствием путешествовали по Кавказу и открывали для себя этот невероятный по красоте и самобытный регион.

Какие у нас есть точки роста?

Максим Геннадьевич (Решетников) сказал о развитии горнолыжного и санаторно-курортного кластеров на Кавказе. Это безусловные приоритеты. Я бы хотела эти безусловные точки роста дополнить ещё тремя важными направлениями, интерес к которым мы сейчас видим у наших граждан и развитие которых поможет нам создать круглогодичные возможности для отдыха под любую аудиторию: молодёжь, люди старшего поколения, семьи с детьми – наш отдельный фокус. И вовлечь все регионы Кавказа в туризм. Сейчас, как известно, более половины турпотока приходится на один регион – Ставропольский край.

Первое направление – это культурно-познавательный, или, как мы его называем, атмосферный туризм.

Этот вид отдыха сегодня на втором месте по популярности после пляжного – порядка 30% туристов отправляются в путешествие, просто чтобы погулять, насладиться атмосферой места, познакомиться с местной культурой, попробовать вкусную местную еду, которая на самом деле тоже часть культуры.

Что нам необходимо делать? В первую очередь создавать туристически привлекательную среду для пешеходов в курортных исторических городах, небольших поселениях, атмосферных сёлах с уникальным колоритом. И далее будем объединять все точки в маршруты разной продолжительности.

Что нужно туристу? Чтобы было атмосферно, красиво. Нужны гостиницы, где жить, нужны рестораны, желательно местной кухни, и музеи – с учётом истории и самобытности каждого региона.

Вторая точка роста – это экологически активный природный туризм. Мы видим, что современный туризм стал более гибким к вариативности отдыха и путешествий. Формат активного отдыха на природе, особенно после пандемии, набрал огромную популярность, и возможности на Кавказе для такого активного экотуризма безграничны. Мы перед собой ставим задачу обустроить под запросы современного туриста и сертифицировать разветвлённую сеть экомаршрутов во всех регионах разной степени сложности и на разные аудитории, связать в рамках этих маршрутов самые яркие, красивые, притягательные места. Опять-таки нужны базовые вещи: продумать логистику, чтобы были средства размещения, санитарные зоны, точки питания и, конечно же, удобный доступ к информации об этих маршрутах.

И третье направление, о нём немного сказал Максим Геннадьевич, это пляжный отдых на Каспии, Республика Дагестан. Конечно, задача очень комплексная, нам действительно, прежде чем создавать большие современные курорты на Каспии, нужно решить очень много задач. Но с учётом того, что море само по себе самый яркий магнит, турист уже туда едет. Море тёплое, мелкое, хорошо подходит для отдыха с детьми. Поэтому, на наш взгляд, нужно обустраивать пляжную полосу уже сейчас и параллельно двигаться по тем глобальным задачам, которые стоят. Кстати говоря, в Дагестане 300 км пригодных для пляжного отдыха территорий, из которых сегодня обустроено только 3%, и мы с главой Дагестана этот вопрос тоже обсуждали. Поэтому будем двигаться в этом направлении и обустраивать пляжную полосу, создавать нормальные условия для отдыха и жителей региона, и туристов.

Соответственно, все эти задачи мы будем решать, синхронизируя усилия с коллегами из других министерств и ведомств, а также в рамках нового национального проекта, который, Михаил Владимирович, при Вашей поддержке буквально менее месяца назад принят.

Назову несколько инструментов, которые у нас заработают уже в этом году и позволят нам решать масштабные задачи по системному развитию туризма.

Первый инструмент – мы запускаем в этом году механизм льготного кредитования бизнеса на строительство и реконструкцию отелей под 3–5%. На Кавказе сейчас остро не хватает как раз качественных современных отелей под международными и федеральными брендами, и это актуально абсолютно для всех кластеров, и горнолыжных в том числе. И что очень важно, мы отдельно заложили деньги не только на строительство новых гостиниц под льготное кредитование, но и на обновление старого номерного фонда. Эта проблема, как известно, очень актуальна для Ставропольского края, там огромный устаревший номерной фонд, который можно обновлять и делать это очень быстро именно под льготное кредитование. Мы уже в этом году в заявках видим 2,5 тыс. номеров, как новых, так и под обновление, в Северо-Кавказском федеральном округе. Среди них даже есть отели под международными брендами. Мы бы, конечно, хотели делать основной акцент именно на таких современных, качественных гостиницах.

Второй инструмент – это целая система грантов на поддержку относительно небольших туристических проектов. Мы сможем на принципах софинансирования помогать регионам развивать сети кемпингов, модульных отелей, к примеру, вдоль экологических маршрутов. Помогать обустраивать и адаптировать эти маршруты под запросы туристов – навигация, зоны отдыха, санитарные зоны и многое другое. Гранты применимы и к обустройству пляжей, тоже на принципах софинансирования и с привлечением бизнеса. В прошлом году грантовую поддержку уже начали, в этом году в Чеченской Республике и ряде других субъектов впервые будут на эти средства на принципах софинансирования обустроены модульные отели и кемпинги на природе.

Третий инструмент – это софинансирование регионов на формирование туристически привлекательной среды в центрах городов, адаптация её под запросы современного туриста. Это включает в себя туристический мастер-план, дизайн центра города, вывески, навигацию, проектирование пешеходных зон, велодорожек и многое другое. Нам в части туристической инфраструктуры очень важно правильно, грамотно фокусироваться с учётом зонирования территорий, которое мы по Вашему поручению, Михаил Владимирович, в рамках нацпроекта тоже будем делать.

Мы также на базе нацпроекта начинаем впервые системно работать со спросом. Потому что устойчивый круглогодичный спрос нам помогает развивать предложение. Спрос, как известно, рождает предложение. И создаёт более привлекательные условия для инвесторов. Мы это увидели на примере нескольких новых инструментов, которые запускали в прошлом году, – это кешбэк, чартерная программа.

Будем снимать административные барьеры. У нас несколько очень важных законов приняты буквально в последние несколько месяцев, которые в целом позволят улучшить качество услуг на Кавказе и прозрачность отрасли в целом для страны. Они очень актуальны и для региона тоже. Я не буду сегодня на них подробно останавливаться. Мы с коллегами их проговариваем.

В завершение скажу, очевидно, задача по развитию туризма очень комплексная и требует синхронизации и объединения усилий сразу со многими министерствами и ведомствами. К примеру, вопросы обновления транспортной, коммунальной инфраструктуры. Об этом Максим Геннадьевич (М.Решетников) подробно говорил. Поэтому нам очень важно здесь правильно концентрировать усилия, наши отраслевые туристические инструменты. Вместе с коллегами из министерств и ведомств (с Максимом Геннадьевичем эту работу плотно вместе проведём) сконцентрироваться именно на точках роста, территориях и видах отдыха, которые обладают наибольшим потенциалом. Ориентироваться мы будем в первую очередь на запросы людей. Куда люди уже едут – там в первую очередь надо улучшать для них условия. И куда люди хотят поехать – там тоже надо создавать условия.

Вернусь к началу и скажу, что ключевая задача, которую Вы перед нами, Михаил Владимирович, ставили, мы перед собой ставим, – это чтобы люди с удовольствием, безопасно, интересно путешествовали по стране и по Кавказу в том числе.


Нельзя не согласиться с главой Ростуризма, что  задача по развитию туризма комплексная и требует синхронизации и объединения усилий целого перечня различных ведомств. Важно также, что есть понимание, что люди должны путешествовать безопасно по стране. Но ведь и безопасность туризма - многоаспектная и межведомственная задача!

В её реализации задействовано большое количество федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, профессиональных объединений, союзов и ассоциаций. При этом каждая из указанных структур решает исключительно свои задачи, ограниченные их полномочиями, сферой ответственности, уставами и положениями. Что вполне понятно.   

Не стоит забывать, что еще Декларацией Гаагской межпарламентской конференции 1989 года обязанность по обеспечению безопасности туризма предлагалось возлагать на государственные органы и национальные туристские администрации. Такой орган у нас в стране - Ростуризм, но за безопасность он не отвечает. В положении о ведомстве есть лишь некоторые упоминания о безопасности (см. слайд ниже).

Полномочия в сфере обеспечения безопансости туризма Ростуризму крайне необходимы, так как должен быть определён федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику и нормативное правовое регулирование безопасности туризма, в целом, за координацию деятельности в этой сфере, за сбор и анализ статистики и т.д

Без этого не представляется возможной полноценная  реализация Ростуризмом приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, разработка предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности.

ЧТО ЖЕ СЕЙЧАС?

А пока, отсутствие координирующего государственного органа в этой сфере, позволяет различным международным институтам и государствам в рамках недобросовестной конкуренции на глобальных рынках туристских услуг беспрепятственно создавать различные рейтинги по уровню безопасности туризма и формировать негативный образ Российской Федерации как небезопасной для туризма дестинации, подробнее >. Ниже, как один пример, рекомендации Госдепа США для туристов, желающих выехать в Россиию.

В этой связи Ассоциацией подготовлены соответствующие предложения, которые направлены установленным порядком руководителю Ростуризма Зарине Догузовой.

Презентация на эту тему, скачать / смотреть>