Михаил Пиотровский: "Вокруг тендерной системы образовалось криминальное поле. Это превратилось в способ заработка для нечистых на руку дельцов"

В Эрмитаже обсудили проблемы госзакупок, с которыми сталкиваются музеи и решали, что делать с недобросовестными исполнителями госзаказов, деятельность которых угрожает музейным сокровищам.

Председатель общественного совета при УФАС Санкт-Петербурга Георгий Абелев отметил, что федеральный закон № 44 требует серьезной доработки.

«Этот закон, неважно идет речь о строительстве или музеях, он всем уже встал как кость в горле. Многие положения не соответствуют требованиям жизни, мешают, даже создают условия для коррупционных схем. Мы собрались, чтобы рассмотреть ситуацию и выработать рекомендации, чтобы усовершенствовать этот закон», сказал Георгий Абелев.

Он обратил внимание, что одна из серьезных проблем – контракты на перевозку культурных ценностей. И напомнил, что при переезде Военно-морского музея из-за непрофессиональных услуг перевозчиков было утрачено множество экспонатов музея.

«Подобное произошло только потому, что при выборе победителя в первую очередь стоял ценовой показатель. Кто ниже цену предложил, тот и получил заказ, – говорит Георгий Абелев.Остро стоит вопрос о недобросовестных исполнителях. У этих людей есть сотни маленьких фирм, пираний, которые отщипывают по кусочку. Законодательно надо предусмотреть личную ответственность для тех людей, которые стоят за такими фирмами. Их надо включать в реестр недобросовестных, с тем чтобы они не могли ни под каким новым названием фирмы принимать участие в закупках».

Абелев добавил, что также необходимо остановить поток обращений от людей, которые целенаправленно мешают процессу закупок. По его словам, задумка-то была хорошая, то есть если кто-то увидел коррупционную составляющую или какую-то ошибку, он может сообщить об этом. Но в итоге это стало бизнесом. Поступившие в определенный момент жалобы могут сорвать процедуру, проще говоря, убрать конкурента.

Криминальное поле

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал, что Эрмитаж нередко сталкивается с недобросовестными исполнителями.

«Свежий пример: мы строим реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня», там появилась фирма, которая не может выполнить заказ, за который взялась, договор расторгнут. Еще сюжет – создание витрин для коллекции средневекового Ирана. В прошлом году этот тендер выиграла фирма, которая представила на конкурс хорошие документы, как оказалось списанные с документов другой фирмы. Создали впечатление, что могут выполнить заказ, а на деле оказалось, что они не могут сделать даже образец витрины, – сказал Михаил Пиотровский. – Вокруг тендерной системы образовалось криминальное поле. Это превратилось в способ заработка для нечистых на руку дельцов. Кажущиеся простыми и четкими правила, к сожалению, совершенно не препятствуют действиям недобросовестных участников процесса. Поэтому необходимо строже применять систему санкций за нарушения».

Он добавил, что стоит пересмотреть подход к заказам на охрану музеев, иначе эти важные документы оказываются фактически в открытом доступе, что может быть опасно.

Решение есть?

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов отметил, что к нему поступает немало обращений, связанных с вопросами предпринимателей по исполнению контрактов, заключенных по ФЗ-44.

«Иногда мнение заказчика не соответствует техническому заданию. Заказчик хочет получить больше. Возникает непонимание. Заказчик использует свое монопольное право, не допускает подрядчика на объект, и тот не может добропорядочно исполнить поручения, возложенные на него. Для решения проблемы приходится обращаться в прокуратуру, казначейство», рассказал Александр Абросимов.

По его мнению, главная проблема 44-го закона заключается в том, что основным параметром для определения победителя является цена. Иной раз падение изначальной цены достигает 30-40%. Решение есть. Так, если происходит уменьшение цены более чем на 15-20%, необходимо провести анализ и дать заключение, действительно ли эта конкретная компания способна выполнить заказ за эти деньги.

Выработанные специалистами рекомендации отправят в Федеральную антимонопольную службу России.


Трудно не согласиться с представителями музейного сообщества. Проблема существует и является наболевшей. Что касается вопросов безопасности и озабоченности Михаила Пиотровского, действительно -  в рамках действующего законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд и о контрактной системе проводятся тысячи различных закупок систем и оборудования охраны, антитеррористической и противокриминальной защиты, пожарной безопасности. Однако, как показывает практика, руководители учреждений и предприятий культуры по-прежнему сталкиваются с проблемами, сохраняющимися на протяжении ряда лет.

В этой связи Ассоциация "Безопасность туризма" перешла от теории к практике уже давно. 

1. 25 ноября 2020 года представители объектов культуры, музейного сообщества, эксперты сферы безопасности обсудили предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе и закупках для государственных и муниципальных нужд в рамках специального семинара - практикума. Материалы мероприятия + видеозапись >

2. По его итогам было разработано уникальное практическое пособие, касающееся непростых особенностей осуществления закупок в сфере сохранения объектов культурного наследия .

Практическое пособие учитывает значительный перечень законодательных и нормативных правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, актуальность пособия возросла с выходом приказа Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 “Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций”, так как определяют порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также порядок обеспечения их безопасности. Также в документе идет речь о специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности музеев и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Кроме прочего учтены вопросы: хранения ключей; применения СКУД; организации безопасного хранения цифровых музейных предметов; учета огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, применения средств огнезащиты; обеспечения сохранности музейных предметов при экспонировании и др.


Презентационная версия Пособия:

Развернуть на полный экран >

Важно! Формы документов в виде гиперссылок вшиты прямо в Пособие и доступны для скачивания и последующей работы!  Для этого нужно просто кликнуть на нужную вам форму документа, обозначенного зеленой стрелкой или иконками word и pdf .


Для органов управления в сфере культуры, учреждений и организаций культуры Практическое пособие будет доступно бесплатно!

Для получения бесплатного доступа просим заполнить специальную форму ниже:


Библиотека наших рекомендаций