Сохранность музейных предметов и безопасность музеев: новые вызовы и подходы.
23 - 24 июня 2021 года в ЦЭВ «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялись «Дни охраны музейных предметов и безопасности музеев» (подробнее >)
Уникальное по своему формату и насыщенности деловой программы мероприятие обусловило участие ключевых профессионалов сферы безопасности музейного сообщества, которые обозначили основные направления по обеспечению охраны и безопасности музейных предметов и музейных коллекций.
Вот лишь краткий перечень обозначенных ключевых проблемных вопросов: 
• гармонизация действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов культурного наследия, их актуализация;
• организации охраны периметра протяженных территорий музеев, музеев-заповедников и объектов культурного наследия;
• порядок пропуска посетителей с оружием;
• организация аудита безопасности музеев, создание единой проектной организации;
• обеспечение безопасности перевозок музейных ценностей;
• категорирование музеев по значимости и ценности фондов и дифференциация требований к обеспечению их безопасности;
• порядок эвакуации предметов и коллекций;
• подготовка персонала в области охраны и безопасности;
• практика закупок в сфере охраны и безопасности и др.
1. Гармонизация действующего законодательства и нормативных правовых актов 
По мнению участников в настоящее время остро необходим не просто анализ, а гармонизация и синхронизация требований по обеспечению охраны, безопасности и антитеррористической защищенности объектов культуры (культурного наследия), в том числе:
2. Категорирование и дифференциация требований
Участниками признано целесообразным внедрение категорирования (классификации) музеев в зависимости от масштабов и ценности, хранящихся в них музейных предметов и экспонатов и, соответственно, дифференциации требований по их охране, технической укреплённости и пожарной безопасности с учетом моделирования возможных угроз и нарушителей (нельзя сравнивать крупный федеральный музей с муниципальным).
3. Эвакуация музейных ценностей и предметов
3.1. В настоящее время в Единых правилах организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, алгоритм комиссионного вскрытия хранилищ в случае аварий, чрезвычайных ситуаций и пожаров в ночное и в нерабочее время, когда на рабочем месте отсутствует главный (ответственный) хранитель и руководство музея отсутствует. В этой связи целесообразна доработка порядка комиссионного вскрытия хранилищ, в том числе с возможным дистанционным правом согласования вскрытия в целях оперативности и своевременного спасания ценностей и предметов.
3.2. Необходимо решать вопрос синхронизации работы систем пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации, с системами охраны, видеонаблюдения, СКУД и предотвращения краж, исключения имитации чрезвычайных ситуаций и пожаров для совершения криминальных посягательств.
4. Подготовка специалистов в сфере охраны и безопасности
Проблемы с подготовкой персонала в области охраны и безопасности музеев также вызывают опасения. Участники мероприятия высказались за разработку специального профессионального стандарта и программ подготовки. Вместе с тем целесообразно, по мнению представителей отрасли, создание единого учебного заведения (центра) для обеспечения качественной подготовки работников.
5. Транспортировка музейных предметов и музейных коллекций
Вопрос транспортировки музейных предметов и музейных коллекций один из ключевых, который требует оперативного решения. Зачастую перевозки осуществляются в неподготовленных или малоприспособленных для этих целей транспортных средствах, перевозчиками, выигравшими конкурсные торги, предложившими минимальную стоимость услуги. Условия проведения закупок данной услуги по ФЗ-44 не способствуют выбору надежного ее исполнителя, так как фактор цены по – прежнему является определяющим в этой сфере.
В настоящее время в соответствии с Едиными правилами организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (п. 4.10.) перевозка предметов автотранспортом производится в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей. Однако в действующем законодательстве нет определения закрытый автофургон. А заказчики не включают в технические задания специальные условия, которые бы обеспечили безопасность перевозки.
Вместе с тем, по мнению участников мероприятия, существуют все предпосылки для решения этого вопроса. Так, на сегодняшний день при составлении технического задания на оказание услуг по перевозке целесообразно указывать соответствие транспортного средства существующим ГОСТ Р 53814-2010 Национальный стандарт Российской Федерации «Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов», а также Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", которым (п. 1.15.) предусмотрены требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки денежных средств и ценных грузов.
6. Пропускной режим 
Важнейшим условием реализации Единых правил в части сохранности и безопасности музейных ценностей и музейных коллекций является обеспечение охранного (пропускного) режима. Практически во всех музеях запрещено проносить оружие на территорию и экспозиции (по внутренним правилам музея), но руководство музеев сталкивается с тем, что посетители, имея при себе разрешение на ношение оружия ограниченного действия для самообороны и соответственно само это оружие, не могут пройти по внутренним правилам музея. Принять на хранение музеи оружие тоже не могут, т.к. нет комнат специально оборудованной для этих целей. В ближайший отдел полиции посетители не хотят сдавать. Возникают конфликтные ситуации.
В этой связи экспертами предлагается, дополнить п.5 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», где запрещается ношение оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, образовательных организаций, словом «музеев».
7. Охрана периметра
При строительстве или реконструкции музеев встает вопрос оборудования периметрового ограждения объектов. Но зачастую, выполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности может привести к искажению ландшафта объекта культурного наследия, его доступности и привлекательности, противоречию охранному режиму.
В этой связи предлагается с помощью расчетных методов обосновать необходимый уровень обеспечения безопасности на объекте и разрабатывать дополнительные мероприятия, которые без снижения уровня защиты компенсировали бы отступления от установленных норм и даже минимизировали предполагаемые затраты (в том числе с применением видеонаблюдения, радиолокационных систем и т.п.).
8. Аудит и проектирование
Участниками предлагается создание организации федерального уровня с целью проведения аудита безопасности музеев, а также проектирования систем для обеспечения охраны, безопасности (в том числе пожарной) и антитеррористической защищенности музейных предметов, музейных коллекций и посетителей.
9. Охрана и безопасность территории музея-заповедника, прилегающей к водной акватории
На сегодняшний день особенности использования водного объекта, расположенного на территории музея-заповедника, участка береговой полосы такого водного объекта, а также расположенного вне границ территории музея-заповедника водного объекта, к участку береговой полосы которого примыкает территория музея-заповедника, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ст. 66 Водного кодекса РФ). Однако данный вид регулирования не решает вопрос обеспечения охраны и безопасности территории музея-заповедника и в частности несанкционированного доступа на его территорию, как с водной глади, так и с береговой линии. Ведь при этом доступ к ним по прежнему остается свободным. Да и периметральное ограждение не поставишь.
В этой связи предлагается проработать предложения правового, организационного и технического характера с целью обеспечения должного уровня защиты границ территории музея-заповедника, прилегающих к водному объекту (в том числе с применением видеонаблюдения, радиолокационных систем и т.п.).

Данные проблемные вопросы будут проработаны в рамках работы Комитета по безопасности объектов культуры и культурного наследия Ассоциации «Безопасность туризма» (подробнее >) и Совета по музейной безопасности и развитию инженерных решений  при ИКОМ России c последующем вынесением для принятия решения членами Экспертно-технического совета МРГ при Минкультуры России по выработке предложений, связанных с обеспечением охраны музейных предметов и безопасности в музеях Российской Федерации.

Вместе с тем мы ждем от представителей объектов культуры, музейного сообщества предложения, как по указанным вопросам, так и так и по другим проблемам, требующим решения.

Секретариат Комитета:

119454, г.Москва, ул. Удальцова, д. 73.

Тел. 8(495) 151 -82 -53 (многоканальный)
Тел.\факс: 8(499) 431-20-65

е-mail: info@tourismsafety.ru