В России с 1996 года действует закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Еще летом 2020 года глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что ее ведомство совместно с экспертным сообществом и представителями турбизнеса разрабатывает новый отраслевой закон, так как старый системно не менялся с момента его принятия, а нормативно-правовая база туристской отрасли нуждается в серьезных изменениях.

В частности, она пояснила, что при создании нового отраслевого закона приоритет будет отдан развитию внутреннего туризма, а также безопасности путешественников, отправляющихся на отдых за рубеж. Кроме того, закон должен способствовать решению глобальных задач, стоящих перед российским туризмом. В соответствии с планом законопроектной деятельности (п.29)  Ростуризм должен представить Правительству РФ проект нового закона до декабря 2021 года, а в Госдуму его должны внести в марте 2022 года.

Однако, только в самом конце июня некая концепция (пояснительная записка) с примерной структурой проекта закона поступила на рассмотрение в отраслевые общественные объединения и союзы, входящие в рабочую группу по разработке данного законопроекта, в том числе в Ассоциацию "Безопасность туризма".

К сожалению, в полученных предложениях к содержанию и структуре проекта федерального закона "О туризме и туристской деятельности в российской федерации" эксперты Ассоциации не увидели существенных изменений. Перечень статей и их наименования остались практически без изменений. А еще, установленный срок подачи предложений в проект (до 06.07.21 г.) никак не способствует качественной их проработке.  

Вместе с тем, предложения Ассоциации "Безопасность туризма" будут основываться на том, что безопасность туризма это не просто личная предосторожность и осмотрительность  самого туриста - это, прежде всего, состояние защищенности туристов и объектов туристской инфраструктуры от различных угроз и посягательств.  

Еще Декларацией Гаагской межпарламентской конференции 1989 года обязанность по обеспечению безопасности туризма предлагалось возлагать на государственные органы и национальные туристские администрации. Такой орган у нас в стране - Ростуризм, но за безопасность он пока не отвечает. В положении о ведомстве есть лишь некоторые упоминания о безопасности (см. слайд >). Но разработчики проекта пока этот нюанс не учли, даже в концепции.

Полномочия в сфере обеспечения безопасности туризма Ростуризму крайне необходимы, так как должен быть определён федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику и нормативное правовое регулирование безопасности туризма, в целом, за координацию деятельности в этой сфере, за сбор и анализ статистики и т.д. Без этого не представляется возможной полноценная  реализация Ростуризмом приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, разработка предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности. Этот вопрос несомненно должен найти отражение в проекте закона.

Также, вопросы безопасности туризма подробно прописаны в Модельном законе "О туристской деятельности", который утвержден постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 27-15 от 16 ноября 2006 года). Так, законом одним из основных принципов системы государственного регулирования в сфере туризма признается  обеспечение безопасности в сфере туризма и туристской деятельности. В соответствии с ним, государство - участник СНГ:

  • определяет основы безопасности туризма, меры и способы защиты граждан, организаторов туризма, исполнителей туристских услуг в чрезвычайных обстоятельствах - в условиях природных и техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также при наличии террористической угрозы;
  • обеспечивает безопасность всех видов движимого и недвижимого имущества <...> инфраструктурно-инженерно-технического обеспечения вне зависимости от форм собственности объектов и сооружений туризма и др.

В предложенной структуре проекта ФЗ, вызывает сомнение необходимость специальной статьи  54. "Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов", так как ранее МЧС России сообщило Ассоциации «Безопасность туризма», что положения Постановления Правительства РФ от 24.01.1998 г. № 83 в части специализированных служб по обеспечению безопасности туристов больше не актуальны. Данное решение состоялось после обращения Ассоциации «Безопасность туризма» в Аппарат Правительства Российской Федерации. Подробное обоснование тут >

Учитывая эти и другие вопросы  экспертами Ассоциацией «Безопасность туризма» уже начата подготовка соответствующих предложений в проект ФЗ для представления в установленный срок в Ростуризм

О ходе данной работы и результатах - в нашей новостной ленте.


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >