Подготовлены серьезные изменения в миграционное законодательство

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, МВД России размещен проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Проект федерального закона направлен на повышение качества нормативного правового регулирования в сфере миграции, создание понятных для исполнения физическими и юридическими лицами механизмов взаимодействия с государственными органами, а также широкое внедрение современных информационных технологий в процедуры осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере миграции.

Документ рассматривает общественные отношения, складывающиеся по поводу получения (утраты) иностранными гражданами права на въезд и нахождение на территории Российской Федерации, связанные с этим обязанности иностранных граждан, граждан Российской Федерации и организаций. Отражены обстоятельства, исключающие нахождение иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также условия, имеющие значение для допуска иностранных граждан к участию в трудовых, гражданско-правовых, образовательных и иных отраслевых правоотношениях.

Проектом федерального закона предусматривается установление:

  • порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан;
  • миграционных режимов в Российской Федерации;
  • порядка миграционного учета иностранных граждан;
  • мер регулирования доступа иностранных граждан к трудовой деятельности;
  • механизмов административного надзора за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан;
  • мер административного воздействия, применяемых к иностранным гражданам.

Вместе с тем в проекте федерального закона предлагается ряд принципиально новых подходов, в частности:

1. В период разрешенного срока пребывания иностранным гражданам предоставляется возможность смены цели пребывания без выезда за пределы Российской Федерации.

2. Предусматривается введение реестра недобросовестных приглашающих лиц.

3. Устанавливаются три миграционных режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, в рамках которых иностранные граждане смогут законно находиться на территории Российской Федерации:

  • режим краткосрочного пребывания (не более девяноста дней суммарно в течение календарного года);
  • режим долгосрочного пребывания (свыше девяноста дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на постоянное проживание);
  • постоянное проживание (бессрочно).

От разрешения на временное проживание в Российской Федерации предлагается отказаться.

4. Вместо функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции для обозначения комплекса мер, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения иностранными гражданами, физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере миграции, законопроектом вводится понятие «административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан».

5. В целях обеспечения безусловного исполнения иностранными гражданами назначенных им мер административного принуждения, предупреждения совершения данными лицами новых правонарушений предлагается ввести новый правоохранительный режим «контролируемое пребывание».

6. Также планируется закрепить требование о подписании иностранными гражданами соглашения о лояльности, представляющее собой официальное информированное согласие с тем, что условия, на которых разрешается въезд в Российскую Федерацию, предполагают соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства, воздержание от действий, причиняющих ущерб Российской Федерации и ее гражданам, и что нарушение соответствующих запретов может повлечь отказ в предоставлении права на въезд или утрату права на въезд и нахождение на территории Российской Федерации.

7. В целях упорядочения понятийно-категориального аппарата в проекте федерального закона вместо двух самостоятельных понятий «административное выдворение» и «депортация» вводится обобщающее понятие «высылка» – как система мер государственного принудительного воздействия, заключающихся в удалении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.

8. С целью устранения дублирующих оснований для применения различных мер принуждения проектом федерального закона не предусмотрен институт «решения о неразрешении въезда». Таким образом, проектом федерального закона исключена необходимость вынесения решения о какой-либо мере принуждения на основании ранее принятого решения о применении иной меры принуждения.

9. Решение о нежелательности пребывания (проживания) предполагается сохранить только в отношении находящихся за пределами территории Российской Федерации иностранных граждан, въезд в Российскую Федерацию которых создает или может создать угрозу конституционно значимым ценностям.

10. Закрепляется дифференцированный подход при принятии решения о применении мер принуждения, связанных с ограничением въезда в Российскую Федерацию, учитывающий личность иностранного гражданина и обстоятельства совершения правонарушения.

Издание представляемого нормативного правового акта влечет за собой необходимость признания утратившими силу федеральных законов от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты.

Для отельеров особенно будет интересной редакция Главы 14.
"Постановка на учет (снятие с учета) иностранных граждан по месту пребывания".

В новом законе планируется установить: сроки постановки на учет по месту пребывания и основания для постановки; перечень документов, представляемые для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания; обязанности принимающего лица по постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания; основания снятия иностранных граждан с учета.

Также в главе 14 рассказывается о порядке предоставления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания непосредственно иностранным гражданином и его убытии.


Проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», скачать >



Насколько существенны, предлагаемые изменения миграционного законодательства  для гостиничного бизнеса?

На этот вопрос мы предлагаем ответить отельеров в один клик. Перейти в анонимный опрос >

А пока проблема миграционного учета в  местах размещения обсуждается не один год, но не сдвинулась с мертвой точки. По-прежнему она остается и санкции за малейшее нарушение порядка миграционного учета для отельеров составляют несколько сотен тысяч рублей, что подтверждено протоколом недавнего заседания одной из групп по «Трансформация делового климата» (ТДК) при Минэкономразвитии России, где была вновь отмечена проблема передачи сведений о постояльцах отелей в территориальные органы по вопросам миграции МВД России (подробнее >).

Именно на этом заседании было предложено вернуться к опыту использования Портала госуслуг. Только теперь уже с помощью создания классифицированными отелями специальных профилей на этом ресурсе. Предполагается, что в аккаунт гостиницы можно будет заносить данные о клиентах, а софт отеля несложно будет состыковать с софтом портала госуслуг. 

НО ЕСТЬ НЮАНС.

Действительно, эта опция действует с 2017 года,  но с определенными техническими ограничениями. Ограничения связанные с проблемами обработки порталом госуслуг пакетных данных. Если проще - не работает (дает сбои) пакетная загрузка данных, которая кстати предусмотрена "Инструкцией по формированию сотрудниками гостиниц данных о постановке иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания, о снятии иностранных граждан с учета по месту пребывания и о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания", утвержденной приказом МВД России от 9 июля 2018 г. № 435 (подробнее >).

Под страхом этих санкций отельеры иногда (в регионах особенно) отказываются вообще от размещения иностранных туристов. В то время как в мире активно обсуждается внедрение биометрического идентификатора, у нас в некоторых местах по - прежнему пользуются "дедовским" способом копируя все страницы документа, удостоверяющего личность на бумажный носитель для последующей передачи в органы полиции?! 

ГДЕ ВЫХОД?

По мнению экспертов Ассоциации "Безопасность туризма", нужно думать о внедрении специальных технологий, которые мгновенно осуществляют регистрационный и миграционный учет, не затрачивая колоссальное количество средств, времени и не создавая неудобств, как принимающей стороне, так и путешественникам. Один из вариантов - применение биометрических технологий распознавания для процедуры регистрации, что подтверждают и представители гостиничного бизнеса.

По мнению некоторых отельеров, если оборудовать гостиницы устройством для считывания информации из паспорта аналогично тому, что применяется сотрудниками при пограничном контроле, и соединить эту технику с АСУ, используемой в отеле, то любой гость ставился бы на учет автоматически.

Это сэкономило бы время и ресурсы отеля на заведение и обработку данных по вводу их в систему, а также упростило бы процедуру заселения. Данные технологии также позволяют существенно повысить уровень качества сервиса и безопасности отеля и его постояльцев.

"На наш взгляд, сейчас на рынке нет готовых качественных и отлаженных решений с такими технологиями. Мы будем планировать использование  биометрии для определения индивидуальных предпочтений гостей, маркетингового анализа и предоставления услуг. Разумеется, с условием выполнения всех требований российского и международного законодательства по обработке и защите биометрических персональных данных", - прокомментировали представителей курорта Mriya Resort & SPA Денис Оноприйчук, руководитель службы безопасности и Александр Новиков, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Что же мешает внедрить практику применения биометрии? Какие факторы влияют на темпы ее внедрения? Редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" ранее провела опрос на эту тему. 


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >