Росгвардию заподозрили в лоббизме и попытке монополизации охранных услуг в гостиничной сфере?
Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 года №447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения. В соответствии п. 18 д) указанных Требований все гостиницы и иные средства размещения независимо от установленной категории оборудуются средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции). Выполнение данного пункта Требований вызывает массу вопросов и обращений со стороны отельеров, так как является весьма затратным для большинства гостиниц, учитывая значительные тарифы на услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии и вневедомственной охраны. Более того, с момента его реализации начались конфликтные ситуации и даже судебные разбирательства между прокурорами, Росгврадией и владельцами гостиниц и иных средств размещения. На отельеров оказывается давление не в пользу собственной охраны и ЧОО.
По мнению экспертов отрасли, которые поступали в редакцию журнала «Безопасность индустрии туризма», данное требование избыточно, в ряде случаев бессмысленно, напрямую противоречит Гражданскому кодексу РФ (ст.421) и понуждает к заключению договора на оказание услуг по установке оборудования, его обслуживанию и охране силами ФГУП «Охрана» Росгвардии.
На протяжении нескольких лет Ассоциация «Безопасность туризма» предлагала госрегуляторам отрасли, сначала Минкультуры России, затем Минэкономразвития России и наконец Ростуризму, внести изменения в Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 года №447, в части корректировки п. 18 д). В итоге, в 2019 году предложения Ассоциации «Безопасность туризма» были концептуально одобрены Росгвардией и подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым предлагается подпункт «д» пункта 18 изложить в новой редакции, а именно:
«д) средствами тревожной сигнализации и (или) кнопкой экстренного вызова охраны (в гостиницах 3 и 4 категорий решение об установлении кнопки экстренного вызова охраны принимает ответственное лицо в зависимости от степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиницы);».
Данная формулировка полностью соответствовала законодательству о защите конкуренции и существенно способствовала бы сокращению издержек отельеров, дав им возможность заключать договоры с любым юридическим лицом (в том числе ЧОО), осуществляющим охранную деятельность в соответствии с действующим законодательством.  Минэкономразвития России была проведена оценка регулирующего воздействия и вынесено положительное заключение, а проект Постановления Правительства РФ  размещен на портале нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/01-18/00077724). Однако, по неизвестным причинам дальнейшее сопровождение его прекратилось.
В настоящее время Ростуризм возобновил работу по подготовке поправок в Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 года №447. Будут рассматриваться и подготовленные ранее Росгвардией замечания и предложения (есть в распоряжении Редакции) по внесению изменений в указанную выше формулировку пункта 18 д) Требований. Там присутствует следующий текст: 
«Системой тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения юридического лица, наделенного законодательством Российской Федерации правом оказания услуг по обеспечению безопасности и охраны объектов и имущества. 
Решение об оборудовании гостиниц третьей и четвертой категории опасности системой тревожной сигнализацией принимается комиссией с учетом наличия технической возможности ее подключения на пульт  централизованного наблюдения юридического лица, наделенного законодательством Российской Федерации правом оказания услуг по обеспечению безопасности и охраны объектов и имущества и возможности осуществления им оперативного реагирования на извещение о тревоге».
По мнению экспертов данная формулировка в корне меняет смысл ранее подготовленных и согласованных изменений и способствует ограничению конкуренции на рынке охранных услуг.

Все по порядку.

Обоснованность необходимости включения в Постановление пульта централизованного наблюдения вызывает большое сомнение. Ушли от кнопки, а вернулись к пульту? Зачем конкретизировать нормативным правовым актом какое – либо техническое средство? Это всегда сразу наводит на мысль о лоббизме. Да, к тому же ключевая задача не оснастить отели конкретным оборудованием, а передать вовремя сигнал. В век цифровизации и при наличии массы средств телекоммуникаций, систем «112» в регонах, безопасных и умных городов есть масса технических решений и способов скрытно и оперативно сообщить, куда следует, об угрозе или о совершении теракта, либо о другом событии.  
Формулировка «…юридического лица, наделенного законодательством Российской Федерации правом оказания услуг по обеспечению безопасности…» сразу исключает из потенциальных исполнителей услуги ЧОО, так как нет у них функций по обеспечению безопасности объектов, только охрана.  
А еще, в пояснениях к формулировке Росгвардии излагается обоснование только предложений, в части касающейся гостиниц третьей и четвертой категории, но в итоге изменен весь текст пункта 18д) из первоначального проекта.
Что касается гостиниц третьей и четвертой категории, то в первоначальном проекте предлагалось решение об установлении кнопки экстренного вызова охраны принимать в зависимости от степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиницы. Что логично и понятно. Если малая гостиница или хостел, или гостевой дом далеко от территорий массового посещения туристами, то и вероятность совершения теракта там минимальна. В предложениях же Росгвардии формулировка кардинально поменялась. Теперь, в соответствии с проектом  решение приниматься должно с учетом наличия технической возможности подключения системы тревожной сигнализации на пульт централизованного наблюдения. Получается, что даже если гостиница в голом поле, но нашелся исполнитель, который любезно обеспечит  такую техническую возможность, то установить придётся. Моделируем ситуацию – приходит инспектор с проверкой, а в гостинице нет технической возможности подключения системы тревожной сигнализации на какой-либо пульт централизованного наблюдения. Но есть заинтересант в продвижении  своих услуг по охране, который готов эту возможность представить. Какая синергия со знаком минус может получиться в этом случае и, кто, вероятно, будет готов пролоббировать услуги заинтересанта? Всем сразу становится понятно. 
Мы предлагаем отельерам высказаться по данной проблеме и конкретных предложениях Росгвардии.
Данный вопрос станет предметом обсуждения 27 сентября 2021 года в рамках Международного форума «Безопасность индустрии гостеприимства». По итогам будут внесены соответствующие предложения в Правительственную комиссию по развитию туризма в Российской Федерации.
Отельеры – ждем Вас на Форуме!
Есть возможность поучаствовать заочно!

Деловой программой Форума предусмотрен семинар-практикум по безопасности гостиниц и иных средств размещения, а также практические мастер-классы в сфере комплексной (пожарной) безопасности и антитеррористической защищенности.

Ключевые рассматриваемые вопросы:
  • внутренние и внешние угрозы гостиничного бизнеса, перспективы развития индустрии гостеприимства;
  • охрана и противокриминальная защита;
  • антитеррористическая защищенность;
  • пожарная безопасность и защита от ЧС; 
  • особенности обеспечения безопасности проектируемых и строящихся глэмпингов, кемпингов и других КСР некапитального характера;
  • гостевые дома- перспективы и пути легализации и обеспечения безопасности.

Подробная информация о мероприятии  тут>

Не пропустите, чтобы принять участие! Есть разные формы, в том числе онлайн!

По вопросам участия просим обращаться в Исполнительную дирекцию Форума:

АДРЕС
119454, г.Москва, ул. Удальцова, д. 73.

ТЕЛЕФОНЫ
Тел. 8(495) 151 -82 -53 (многоканальный)
Тел.\факс: 8(499) 431-20-65

E-mail: info@tourismsafety.ru


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >