Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Компанией EY (Ernst & Young Global Limited, представлена в 150 странах мира, 19 офисов в России и в странах СНЕ) проведено ежегодное исследование гостиничного рынка России. Исследование показало сохраняющуюся на февраль 2021 года тенденцию доминации международных гостиничных операторов в России и увеличения спроса на оказываемые ими гостиничные услуги.

На территории России действуют 20 (двадцать) таких операторов, под их управлением находятся 210 гостиниц в 41 городе (их совокупный номерной фонд- 43 845 номеров). Это в 1,2 раза превышает число отелей (175), находящихся под управлением крупнейших отечественных операторов. В 2020 году под международным управлением открылись 8 новых отелей (970 номеров), в 2019 году- 12 отелей (2077 номеров). К 2029 году планируется увеличение числа гостиниц под международным управлением на 81 объект (51 560 номеров) - до 291 объекта в 52 городах России.

С одной стороны - это положительная тенденция, на наш гостиничный рынок приходят международные игроки, привносят свои положительные практики и стандарты. С другой же стороны, это одновременно приводит к увеличению спроса со стороны иностранных да и российских туристов на гостиничные услуги отелей под управлением международных гостиничных операторов. При этом растущие объемы прибыли (дивидендов) выводятся из России в пользу бенефициаров в лице владельцев международных гостиничных операторов. Одновременно это оттягивает постояльцев и сокращает спрос на гостиничные услуги отелей под управлением отечественных операторов, снижая их инвестиционную привлекательность и возможности развития.

В рамках исследования были выявлены десять основных преимуществ гостиниц под управлением международных гостиничных операторов относительно несетевых самостоятельных гостиниц. В качестве одного из таких преимуществ и третьим по значимости определен критерий «Безопасность». Особую актуальность это прибрело в условиях угрозы распространения Covid-19. Гостиницы под международным брендом, как правило, руководствуются корпоративными стандартами качества и безопасности, которые зачастую значительно жестче требований российского законодательства, а их исполнение находится под постоянным контролем и прессингом со стороны служб и владельцев гостиничных операторов и страховщиков.

В гостиничной сфере России страхование ответственности и его вменные формы представлены очень слабо, страховые механизмы в виде дифференциации страховых платежей в зависимости от уровня риска практически не используются и, соответственно, на безопасность должного влияния не оказывают. В качестве инструмента повышения доверия и конкурентоспособности отечественной индустрии гостеприимства России могла бы стать установленная законодательством обязательная классификация гостиниц на «звездность». Положением о классификации гостиниц (утв. постановлением правительства России от 16 февраля 2019 года №158) было предусмотрено в качестве обязательного условия классификации соответствие гостиницы требованиям пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим правилам. И это открывало определённые перспективы и могло стать серьезным механизмом обеспечения безопасности гостиниц.

Однако, впоследствии была утверждена новая редакция Положения о классификации гостиниц (утв. постановлением Правительства России от 18 ноября 2020 года №1860), из которого указанное выше условие в части соответствия требованиям безопасности по непонятным причинам было исключено? Что, на наш взгляд, не способствует повышению безопасности гостиниц и доверия к ним со стороны иностранных и отечественных туристов, снижает спрос и востребованность гостиничных услуг, их туристскую и инвестиционную привлекательность.

Это во многом объясняется тем, что, несмотря на важность вопросов безопасности туризма, наличие в законодательстве задач государственной политики в указанной сфере, до настоящего времени федеральный орган исполнительной власти, ответственный за это, а также за координацию в сфере безопасности туризма не определён. Рекомендации Гаагской конференции Межпарламентской ассамблеи от 1998 года в части создания национального органа в сфере безопасности туризма в России не исполнены.

Задача безопасности туризма в различных вариациях и с недостаточной увязкой, синхронизацией и отсутствием должной координации находится в поле деятельности одновременно нескольких федеральных органов исполнительной власти. Часть вопросов безопасности туристских территорий и дестинаций находится в компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это не позволяет выстраивать и реализовывать единую государственную политику и представлять целостную картину безопасности туризма предотвращая попытки недобросовестной конкуренции, в качестве инструмента которой нередко используется безопасность туризма.

Во многом этим объясняется появление многочисленных рейтингов стран по уровню безопасности туризма, согласно которым Россия занимают весьма неприглядное положение и входит в четвертую (самую низшую) группу стран по этому показателю, что негативно сказывается на её туристской привлекательности и на экспорте туристических услуг.

Сообщая об изложенном, просим Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, поручить соответствующим структурам и Проектному офису по туризму Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации проработать предложения по повышению безопасности, туристской и инвестиционной привлекательности индустрии гостеприимства Российской Федерации посредством дополнения процедуры классификации гостиниц критериями безопасности, по совершенствованию государственной политики и координации в сфере безопасности туризма, наделив компетентный орган в сфере туризма соответствующими полномочиями.

Председатель Правления Ассоциации "Безопасность туризма" 

С.И.Груздь


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >