Проект правил опубликован на портале нормативных правовых актов.

Ключевые новации проекта.

Проект правил предусматривает, что организаторы до выхода на туристский маршрут обязаны проинформировать МЧС России о предстоящем прохождении маршрута, обеспечить туристов необходимым снаряжением и средствами связи, провести инструктаж туристов (в том числе по безопасности), проверить документы у туристов о наличии прививок (если они необходимы) и проинформировать о необходимости наличия страхования.

Кроме того, проект правил обязывает организаторов обеспечить наличие необходимого количества инструкторов с учётом количества человек в группе, вида и категории сложности маршрута.

Инструктор-проводник должен изучить план прохождения маршрута и информацию о его продолжительности, участках повышенной сложности, местах ночлега, приютах, пунктов медицинской помощи, пунктов связи, климатических и погодных условиях по пути следования по туристскому маршруту.

Согласно проекту правил, во время прохождения маршрута инструктор-проводник должен иметь при себе схему маршрута, карту, список туристов и снаряжения, расписание работы транспорта, медицинскую аптечку и данные о рационах питания.

Также предполагается, что инструктор-проводник будет должен контролировать соблюдение туристами правил безопасности, информировать туристов о возможных угрозах на маршруте, оказывать помощь (в том числе первую медицинскую), применять средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности, в случае происшествия — проинформировать МЧС и приостановить прохождение маршрута.

Туристы обязаны будут информировать инструкторов о физической подготовке и наличии медицинских противопоказаний к физическим и психическим нагрузкам при прохождении маршрута. Еще проект правил предусматривает, что туристы должны будут пройти инструктаж, соблюдать требования безопасности при прохождении маршрута, следовать инструкциям и соблюдать процедуру медицинского самоконтроля.

Проект будет проходить процедуру обсуждения до 27.10.21 г.

Скачать проект Правил >


АКТУАЛЬНОСТЬ И НЮАНСЫ ПРОЕКТА

Вопросы обеспечения безопасности туристов при восхождении на горные вершины и по маршрутам повышенной опасности стал особо актуален после того, как 23 сентября группа альпинистов в составе 19 человек из разных городов России совершила восхождение на гору Эльбрус. После ухудшения погодных условий они запросили помощь. Во время спуска пять человек погибли, по предварительным данным, от переохлаждения. Остальные были эвакуированы спасателями, 11 из них госпитализированы. 28 сентября Нальчикский городской суд арестовал организатора восхождения, который написал явку с повинной и рассказал, что при расчёте восхождения ошибся с месяцем и погодой.

Данный случай еще раз подтверждает важность подписанного ранее Президентом Российской Федерации Федерального закона от 20.04.2021 № 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников".

Вместе с тем, анализируя новый проект Правил оказания услуг инструктором-проводником, эксперты отрасли отмечают несколько нюансов.

Весьма странной выглядит формулировка раздела III. "Порядок заключения договора", в котором пункт б) должен видимо звучать так:  "сведения об услугах", но из-за технической ошибки слово "сведения" упущено. Но даже закрыв глаза на это, сомнительным  выглядит пункт:  "точное наименование и описание услуг" (информация о туристском маршруте); По мнению экспертов этот пункт должен содержать именно наименование услуги - сопровождение туристов (экскурсантов) и обеспечение их безопасности при прохождении туристских маршрутов, но никак не информацию о туристическом маршруте. 

Так, п.19. гласит, что до выхода на туристский маршрут исполнитель обязан информировать территориальный орган МЧС России о планируемом прохождении туристского маршрута в порядке и сроки, установленные приказом МЧС России от 30,01.2019 № 42. Так то оно так, но в таком случае как поступать с теми, кто обратился за оказанием услуги к исполнителю, например за неделю до планируемого выхода? Чисто формально - необходимо клиенту отказать? Ведь информировать МЧС России нужно не менее чем за 10 дней! Позже нельзя.

Пункт 20 предусматривает, что в период прохождения туристского маршрута инструктор-проводник должен иметь схему маршрута и это совершенно правильно, но в п. 15. "Информация о туристском маршруте включает следующие сведения" о схеме речи не идет. И еще, а должен ли инструктор-проводник передать эту схему в МЧС России? По логике - должен. А вот и нет. Таких требований в бланке регистрации при информировании  подразделений МЧС России не существует.

Опять же пункт 19. обязывает до выхода на туристский маршрут исполнителя  обеспечить потребителей необходимым снаряжением, оборудованием, средствами связи. Вопрос - какими? До настоящего времени такой хотя бы минимальный перечень не установлен. И будет ли это снаряжение перед выходом проходить проверку на исправность и целостность (были зафиксированы случаи гибели туристов из-за непроверенного оборудования)? Видимо разработчики проекта предполагают, что эта обязанность инструктора по умолчанию, однако хотя бы указать на необходимость проведения такой проверки, наверное стоило, полагают эксперты.

Возвращаясь к п. 20. видим, что в период прохождения туристского маршрута инструктор-проводник должен иметь  «тактический план» и «план безопасности» маршрута. Да, термины взяты из ГОСТ 32611-2014 "Требования по обеспечению безопасности туристов", однако этот документ не раскрывает хотя бы общую структуру, ключевые моменты, на которые обратить внимание при его составлении. В этой связи, по мнению представителей отрасли, было бы неплохо данным Правилам иметь приложения с формализованными документами, отражающими ключевую структуру документа. 

Если маршрут будет проходить по территории ООПТ, важным представляется дополнение пункта 19 "До выхода на туристский маршрут исполнитель обязан обеспечить выполнение следующих действий" обязаностью инструктора получить разрешение на посещение ООПТ и проработать вопрос оплаты (статья 9.  п.5 ФЗ-33).

Предлагаем вам изучить проект Правил оказания услуг инструктором-проводником и направить предложения по внесению изменений по адресу: [email protected]


Вместе с тем, Ассоциация "Безопасность туризма" продолжает работу по совершенствованию деятельности в данной сфере. 

Так, в Пятигорске Сергей Груздь, Председатель Правления Ассоциации "Безопасность туризма" представил предложения по совершенствованию деятельности в области обеспечения безопасности горного туризма полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Юрию Чайке.

А 7 октября 2021 года Ассоциация "Безопасность туризма" представила предложения по совершенствованию безопасности горнолыжного туризма в Комитете Совета Федерации по социальной политике.


 

Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >