30 сентября Приказом Росстандарта был утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 22.7.03-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Общие требования».

Стандарт устанавливает:

  • параметры российской системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядок ее организации и функционирования, состав ее объектов и оборудования, рекомендации по численности и квалификации персонала системы, порядку приема и обработки вызовов.
  • требования к обеспечению информационной безопасности и информационному взаимодействию с дежурными диспетчерскими службами и необходимостью проведения испытаний для проверки взаимодействия с региональными подсистемами-112 соседних субъектов РФ, а также с системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
  • 12 параметров времени приема, обработки и передачи вызовов.

Утверждение и внедрение ГОСТ Р 22.7.03-2021 позволит реализовать единую техническую политику в области проектирования и функционирования систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории РФ, повысить оперативность, управляемость и контроль реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб и служб жизнеобеспечения, и тем самым, значительно уменьшить социальные и материальные потери вследствие происшествий и ЧС.

Национальный стандарт начнет действовать 1 февраля 2022 года.

Так, устанавливается, что опрос граждан, которые позвонили по номеру "112", и идентификация ситуации должны будут длиться не дольше 75 секунд.  

Согласно документу, если звонок внезапно прервался, оператор должен в течение 10 секунд перезвонить, используя функцию автодозвона, как минимум 3 раза. Ожидать ответа абонента при обратном дозвоне оператор должен максимум одну минуту.

Также устанавливается время для оповещения дежурных диспетчерских служб о происшествиях: от момента начала разговора с обратившимся и заполнения унифицированной карточки информационного обмена до ее отправки диспетчерам необходимых оперативных служб, которые в течение полминуты должны подтвердить факт приема сообщения.

Уточняется, что система "112" должна работать по принципу "одного окна". Оператор, получив звонок с просьбой о помощи, одновременно направляет сообщение сразу в несколько служб, реагирование которых необходимо в конкретной ситуации.

Вызов снимается с контроля только после того, как задействованные дежурные диспетчерские службы доложат о завершении реагирования.


ГОСТ Р 22.7.03-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Общие требования», скачать >


По мнению экспертов отрасли, использование Системы 112 с целью реализации мероприятий по мониторингу, информационному обеспечению, координации и реагированию на сигналы о происшествиях с туристами для оказания им помощи, защиты их жизни и здоровья весьма перспективно. В некоторых регионах России даже выходили с инициативой разработать механизм регистрации туристических групп по номеру «112».

   

Справочно: предполагалось, что при поступлении информации по номеру «112» (от руководителя туристической группы или других должностных лиц) о выходе организованной группы по туристическому маршруту в Системе-112 создается информационная карточка прохождения маршрута, содержащая информацию о нем, составе и участниках группы, дате начала и окончания маршрута, контактной и иной информации.

Два раза в сутки (в 08.00 и в 20.00) по указанному в карточке телефону специалистом центра обработки вызовов должен был проводится опрос руководителя группы о наличии проблем при прохождении маршрута, состоянии дел и дальнейших планах. Данную информацию предполагалось вносить в карточку, которая автоматически становится доступной для всех заинтересованных служб в регионе.

 

К сожалению, инициатива была не реализована, но в текущем году в одном из субъектов Российской Федерации планируют вернутся к её воплощению в жизнь.  Это важно, так как с 1 июля 2022 года вступает в силу ФЗ-93 от 20 апреля 2021 года. Вводится понятие национальный туристический маршрут, должны быть установлены их виды, критерии отнесения к соответствующей категории сложности, в том числе и с учётом обеспечения безопасности туристов (экскурсантов), в том числе путешествующих по ООПТ. 

В этой связи значимо, что для представителей федеральных и региональных государственных бюджетных (казенных) учреждений, осуществляющих управление ООПТ начата подготовка уникального отраслевого информационного бюллетеня, касающегося непростых особенностей и передовых практик обеспечения сохранности ООПТ, безопасности туризма и объектов инфраструктуры с набором формализованных документов, рекомендуемых решений и технических средств.  Издание будет содержать разъяснения представителей Росгвардии, МЧС России, Ростуризма, Минприроды России и т.д. На страницах будут изложены опыт и практика руководители  федеральных  государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ООПТ в этой сфере, экспертов по безопасности и др. Также планируется рассказать об опыте использования Системы 112 с целью регистрации тургрупп и реагирования на сигналы о происшествиях с туристами для оказания им помощи, защиты жизни и здоровья.

С проектом структуры, ключевыми темами издания и подать заявку на бесплатное получение Бюллетеня №1 можно тут >


ВНИМАНИЕ! Начал свою работу канал Telegram, посвященный вопросам безопасности туризма, в том числе в сфере гостиничного бизнеса.
Наш канал - это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >