В законопроекте обновлен понятийный аппарат отрасли, пересмотрена система финансовых гарантий туроператоров и правила работы турагентов, сделан акцент на качество и безопасность туристических услуг, а также на развитие кадрового потенциала отрасли, впервые сформулированы виды туристических маршрутов и введены принципы территориального развития. Ростуризм рассчитывает, что закон будет принят до конца 2022 года и вступит в силу в начале 2023 года. Ведомство готово обсуждать эти предложения и дорабатывать их с бизнесом и экспертами.

Скачать проект Закона >

Что будет нового?
В частности, в законе предлагается изменить определение туристического продукта. Если раньше под ним подразумевался продукт, включающий в себя проживание и транспорт, то теперь он будет включать в себя проживание и любую другую туристическую услугу. Сейчас турист, который приобрел только проживание в отеле и трансфер, в случае кризисной ситуации не может воспользоваться механизмом вывоза или получить компенсацию наряду с туристами, которые оплатили и отель, и авиабилеты. Благодаря нововведению туристы будут лучше защищены с юридической точки зрения, а турфирмы не смогут продавать туристические услуги, не вступая в реестр, пояснили в ведомстве.

В понятие "средства размещения" будут включены гостевые дома, кемпинги и специализированные транспортные средства размещения - круизные суда и поезда. Это позволит им участвовать в мерах господдержки.

В законопроекте впервые прописаны понятия туристического маршрута, экскурсии и экскурсионной деятельности, а также туристических агрегаторов, которые должны будут указывать на своих сайтах более полную и корректную информацию, например, реальное количество звезд отелей.

Законопроектом также предлагается пересмотреть систему финансовых гарантий туроператоров и создать фонд коллективной ответственности. Туроператоры, работающие как на внутреннем, так и на выездном рынке, будут делать отчисления в фонд с каждого проданного тура. Предельный размер выплаты на каждого туриста в случае банкротства туроператора пока обсуждается, он может составить около 40 тыс. рублей на человека, отметили в Ростуризме. Деньги коллективного фонда будут храниться на счетах казначейства и направляться только на возмещение или вывоз туристов. При этом туроператоры, которые будут делать взносы в фонд, будут освобождены от необходимости страхования своих обязательств. Исключение составят новые игроки рынка, для них эта обязанность будет сохраняться на протяжении первых двух лет работы. Сейчас размер страхования ответственности туроператора, работающего на внутреннем рынке, составляет минимум 500 тыс. рублей, на внешнем - 10 млн рублей. Ростуризм предлагает увеличить его до 25 млн рублей, чтобы повысить порог входа на рынок и укрупнить его. Альтернативой фонду могут стать эскроу-счета - специальные счета, на которых банки смогут замораживать деньги туристов. Туроператор получит доступ к этим средствам только после того, как исполнил свои обязательства перед клиентом.

Законопроектом предусматривается создание профессиональных объединений турагентств - саморегулируемых организаций (СРО), членство в которых станет для турагентов обязательным. На базе СРО будет формироваться компенсационный фонд турагентов, отчисления в который будут делать они сами. Средства фонда могут быть направлены на поддержку турагентов в случае их финансовых сложностей.

Усилить качество и безопасность услуг позволит классификация туристических объектов. При этом классификацию отелей и горнолыжных трасс предлагается сделать обязательной, а гостевых домов, пляжей, санаториев и кемпингов - добровольной. Проводить классификацию смогут только аттестованные эксперты, которые будут включаться в соответствующий реестр на основании их соответствия требуемому уровню образования и опыта. В каждой организации, уполномоченной на проведение классификации, должно быть не менее двух таких экспертов, следует из предложений Ростуризма. Полномочиями по контролю за классифицированными объектами предлагается наделить регионы.

Законопроектом также предполагается введение невозвратного тарифа для отелей, чтобы они могли предлагать услуги по минимальным ценам по аналогии с авиаперевозчиками.

В проекте нового закона впервые сформулированы виды туристических маршрутов. Ведомство предлагает создать реестр национальных и региональных туристических маршрутов, а также маршрутов повышенной сложности. Ко всем маршрутам будут сформированы требования по безопасности и качеству. Также предлагается обязать туроператоров информировать туристов о возможности добровольного медицинского страхования во время поездок как за рубеж, так и внутри страны.

В законопроекте впервые заложены основы для территориального развития туризма, введены такие понятия, как мастер-план, туристический макрорегион, туристическо-рекреационный кластер федерального, регионального и местного значения, туристические моногорода, деревни и центры городов.

БЕЗОПАСНОСТЬ

В проекте сформирована Глава 13 "Безопасность туризма. Особенности добровольного страхования в области туризма", которая содержит статью 67 "Безопасность туризма".
"Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства", - гласит проект.

Собственно новой эту главу и статью трудно назвать, так как никаких новаций она не привносит. Определение полностью перекочевало из пока еще действующей редакции законодательного акта 1996 года! Ассоциация "Безопасность туризма" предлагала скорректировать данную формулировку в привязке к понятиям и определениям Модельного закона "О туристской деятельности" (утв. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 27-15 от 16 ноября 2006 года). Но видимо в ведомстве сочли данную корреляцию не уместной. Почему? Вопрос остается открытым.


Статья 67 "Безопасность туризма" также устанавливает полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростуризма). Тут тоже приоритет отдан старым формулировкам. Ростуризм должен лишь информировать туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания и устанавливать общие требования к организации и проведению в природной среде определенных мероприятий с участием детей и т.д.

Эксперты считают данный подход по меньшей мере странным. Так как даже этим же проектом (статья 9. "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма и туристической деятельности") в числе полномочий указано: "...обеспечение безопасности туризма" (пункт 23).  Ранее Ассоциация "Безопасность туризма" акцентировала внимание разработчиков, что согласно Декларации Гаагской межпарламентской конференции 1989 года обязанность по обеспечению безопасности туризма возлагается на государственные органы и национальные туристские администрации. А в соответствии с п.17 статьи 56 Главы 13 Модельного закона "О туристской деятельности" указанного выше, координацию деятельности и взаимодействия между органами государственной власти, органами государственной власти административно-территориальных образований, а также субъектами, осуществляющими туристскую деятельность, перевозчиками, дипломатическими представительствами иностранных государств, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, осуществляет орган, назначенный правительством, или уполномоченный государственный орган по туризму! Однако,  данное положение по сути международного законодательства не было учетно. Полномочия не были установлены. В этой связи вопрос - возможна ли в таком случае федеральным органом полноценное  формирование и реализация основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма, его безопасности и туристской деятельности в целом? 


Среди новых полномочий также - установление видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности, а также критериев и порядка отнесения туристического маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов (экскурсантов), а также порядка включения сведений о таком туристическом маршруте в реестр туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводников, и его ведение.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с международными договорами и актами в сфере туризма и туристической деятельности и законодательством Российской Федерации обязан будет заключать международные соглашения межведомственного характера в сфере туризма и туристической деятельности по вопросам обеспечения защиты интересов российских туристов и обеспечения безопасности туризма за пределами Российской Федерации.
Будут установлены виды туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категории их сложности, критерии отнесения туристического маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов и пр.
Статья 13 проекта - Программы развития туризма. Проектом предусмотрено, что для обеспечения развития туристических ресурсов, их сохранения и восстановления, рационального использования и развития разрабатываются, утверждаются и реализуются государственные программы развития туризма Российской Федерации, государственные программы развития туризма субъектов Российской Федерации и муниципальные программы развития туризма. 
На стадии разработки проекта и данной статьи предлагалось учесть положения ст.14 Главы 3 Модельного закона где указывается, что государственные целевые, региональные и иные программы развития туризма должны предусматривать меры по обеспечению безопасности в отрасли туризма, в том числе в условиях чрезвычайных природных и техногенных катастроф и наличия террористической угрозы, решения вопросов научного геоинформационного и информационно-коммуникационного обеспечения. Эти предложения также не прошли.
В Главе 3. "Туристические ресурсы. планирование и обеспечение развития туристической инфраструктуры" указано, что освоение и развитие туристических ресурсов,  осуществляется с учетом требований различных Федеральных законов, в том числе «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 
Вместе с тем, эксперты полагают, что при градостроительном  планировании, сооружении различных объектов промышленного и иного назначения, а также объектов туристской индустрии, планировании использования туристских ресурсов на территориях рекреационных зон должна проводиться туристская и экологическая экспертиза, собственники объектов недвижимости должны предусматривать максимальную интеграцию строящихся объектов в местную социально-экономическую, природную и историко-культурную среду. Соответствующая формулировка была также предложена ранее Ростуризму.

О хорошем.

Наконец предложения Ассоциации "Безопасность туризма" об исключении из Фз-132 статьи 15 "Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов" нашли свое отражение в проекте закона и эти положения  удалены.
Деятельность по оказанию услуг с использованием горнолыжных трасс будет подлежать обязательной классификации с присвоением объекту туристической индустрии определенной категори. Это также инициатива Ассоциации "Безопасность туризма", которая учтена разработчиками и даже уже дано соответствующее поручение Правительством РФ. Но есть нюанс - классификация пляжей осталась добровольной! Очевидность введения обязательной классификации не нашла отклика у разработчиков (даже действующий приказ Ростуризма от 08.09.2020 N 287-Пр-20 не разделяет эти виды классификации). Это еще один повод для дальнейшей работы экспертов Ассоциации.
В целях комплексного развития туристических ресурсов и объектов туристической индустрии, их транспортной доступности, повышения уровня качества туристических услуг, а также обеспечения роста инвестиционной привлекательности и безопасности будут разрабатываться туристические схемы территориально-пространственного планирования Российской Федерации, туристических макрорегионов Российской Федерации, туристическо-рекреационных кластеров различного значения.

Это лишь часть часть ключевых нюансов, которые наши эксперты отметили в новом проекте закона.  Ассоциация "Безопасность туризма" продолжит работу в этом направлении и направит соответствующие предложения разработчикам в установленные сроки. Кстати, предложения Ростуризм принимает до 02 февраля 2020 года.


Свои мнения и предложения вы можете направлять в наш адрес: [email protected]

Все новости в вашем смартфоне!

Наш канал Telegram надежный и опертивный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >