Требования по антитеррору к гостиницам. Очередные шаги к оптимизации

Ассоциация «Безопасность туризма» продолжает свою работу с Аппаратом Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 года № 447 (далее - Требования).

В очередной раз внимание заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко обращено на то, что несмотря на неоднократные обращения со стороны Ассоциации «Безопасность туризма» в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в Требованиях сохраняется ряд недостатков, которые, с одной стороны, становятся обременением для гостиничного бизнеса, а с другой - не решают задач по антитеррористической защищенности объектов. Многие положения этого документа нуждаются в уточнении и оптимизации, а некоторые, по нашему мнению, подлежат исключению.

Несмотря на положительную реакцию на данную инициативу Ассоциации со стороны Росгвардии  в Ростуризме далее планов проведения специального мероприятия по данной тематике не смогли продвинуться (подробнее >). Однако эта работа так и не состоялась. Заседание не было организовано ведомством. Причем все заинтересованные стороны были готовы к этой работе, в том числе Росгвардия.

Учитывая сложившееся положение дел Ассоциация обратилась не только к Д.Ю. Григоренко, но и к заместителю председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации Д.Н. Чернышенко с просьбой вмешаться в ситуацию и дать соответствующие поручения Ростуризму.

Напомним ключевые вопросы, которые требуют корректировки, уточнения и гармонизации в сфере антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.

Так, согласно Требованиям к АТЗ (п.18 д) все гостиницы, независимо от звёздности, вместимости и номерного фонда должны быть оборудованы средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции). В нормативных правовых актах понятие такой «кнопки» отсутствует. На практике данная формулировка толкуется преимущественно в пользу того, чтобы гостиницы и иные средства размещения в обязательном порядке на основе возмездного договора были подключены к пульту централизованной охраны ФГУП «Охрана» Росгвардии или подразделений вневедомственной охраны. По инициативе Росгвардии и органов прокуратуры в ряде регионов состоялись судебные прецеденты не в пользу владельцев гостиниц. 
По мнению экспертов Ассоциации, во многих случаях такое требование представляется недостаточно корректным, малообоснованным, избыточным и весьма затратным (стоимость подключения колеблется от 15-25 тысяч рублей плюс ежемесячное абонентское обслуживание, меняющееся от региона к региону).
Пунктом 18 г Требований к АТЗ предусмотрено оснащение гостиниц системой пожарной безопасности. 
Вместе с тем, данное понятие законодательством не регламентировано, вопросы пожарной безопасности не являются предметом регулирования рассматриваемого нормативного правового акта и не входят в систему мер, регламентируемых ФЗ-35 «О противодействии терроризму».
В разделе 6 формы паспорта безопасности гостиницы, утвержденной рассматриваемым постановлением Правительства России от 14 апреля 2017 года №447, предусмотрены Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах… объекта спорта (?), что является грубой технической ошибкой, наносящей репутационный ущерб нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.  

В поддержку данной инициативы вы можете направить свое мнение на адрес apparat@tourismsafety.ru О ходе этой работы мы будем вас информировать в нашей ленте новостей и на канале Telegram.