Полумиллионный штраф и дисквалификация отельеров. *Продолжение*.
Мы ранее сообщали, что поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность владельцев объектов за невыполнение требований к антитеррористической защищенности уже готовятся к рассмотрению во втором чтении (подробнее об этом >).
Напомним, законопроектом предлагается дополнить указанный Кодекс новой статьей 20.35, устанавливающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), включая места массового пребывания людей, в виде штрафа в размере:
  • на граждан от 3000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц  от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц  от 100 000 до 500 000 рублей.
Наряду с этим в качестве альтернативы штрафу должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 6 месяцев до 3 лет! Данные санкции могут быть применены сразу же после его принятия и вступления в законную силу (без предварительных проверок объектов, предписаний и предупреждений). Под эти новые требования попадут, в том числе и руководители (владельцы) гостиниц и иных средств размещения.
Данная законодательная инициатива вызвала неоднозначную реакцию как среди представителей отраслевого, туристического и гостиничного сообщества, так и среди специалистов и экспертов в области безопасности и антитеррористической защищенности Ассоциации «Безопасность туризма».
А подготовка к принятию данного законопроекта во втором чтении стала катализатором очередной инициативы экспертов по подготовке предложений для корректировки проекта закона и, соответственно, минимизации возможных последствий для туристической и гостиничной отрасли после его принятия и вступления в законную силу.
Как депутаты обсуждали и принимали законопроект в первом чтении, как его обосновывали разработчики (Росгвардия) можно посмотреть в видео ниже.


Суть вопроса и предложения:
Несомненно, система мер по антитеррористической защищенности объектов, мест и территорий весьма необходима и это не оспаривается, но на сегодняшний день такая система до конца не сформирована.
В ней отсутствуют важнейшие необходимые компоненты, без которой она попросту не будет работать: контроль за исполнением этих требований и ответственность за их неисполнение.
А потому введение ответственности и контроля эксперты считают необходимым.
Вместе с тем, представляется, что принятие указанного закона и введение его в действие в предложенном виде и с учетом действующих требований могут не только дискредитировать саму идею обеспечения антитеррористической защищенности, но и привести к сбоям в работе объектов туристской индустрии, создать условия и предпосылки для коррупции и злоупотреблений. В конечном итоге могут стать сдерживающим фактором развития туризма. 
Утвержденные Правительством РФ требования к антитеррористической защищенности объектов 39 отраслей (в том числе гостиниц и иных средств размещения) разрабатывались различными федеральными органами исполнительной власти, на разных принципах и подходах. Они содержат множество требований с расплывчатыми формулировками с двойственным толкованием, позволяющим слишком широкие возможности правоприменения. Есть нормы, ничему не обязывающие руководителей объектов. А с другой стороны, имеются требования, исполнение которых не только вызывает сомнения и обоснованность, они еще явно противоречат требованиям других законов, в том числе Гражданского кодекса РФ, а исполнение либо необоснованно затратно, затруднено или даже невыполнимо!
Так, например, наибольшее количество вопросов вызывает п. 18 Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, регламентирующий обязательное оснащение всех больших и малых гостиниц, хостелов и др.,  средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции). На практике, повсеместно, это требование используется в качестве средства понуждения к заключению возмездных договоров на установку и абонентское обслуживание «кнопки» силами ФГУП «Охрана Росгвардии» и подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии. Это, в свою очередь, не только отвлекает ресурсы, но и во многих случаях представляется бессмысленным (для малых средств размещения или весьма удаленных от органов полиции), а по мнению юристов – это требование еще и противоречит ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Имеется ряд других требований и положений, нуждающихся в корректировке и даже в отмене после необходимого обсуждения и прохождения соответствующих процедур. Но этим сегодня системно никто не занимается, туризм из юрисдикции одного ведомства передан в юрисдикцию другого, что сдерживает подобную работу. А это значит, что увеличивается вероятность возможных негативных последствий вновь вводимых административных санкций.
Учитывая изложенное, экспертами Ассоциации направлено обращение Председателю Комитета Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи М.В. Дегтяреву о необходимости и важности дополнительного обсуждения данного законопроекта (в том числе - 23 ноября 2018 года в рамках Форума «Безопасность туризма» в г. Сочи) с целью исключения возможных негативных последствий для туристической и гостиничной отрасли после его принятия.
Напомним, 23 ноября 2018 г. в г. Сочи в рамках Форума «Безопасность туризма» состоится специальное заседание Сессии №III по вопросам антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.