О роли водного туризма и его безопасности, в том числе в новых экономических условиях

Водный туризм и отдых на водных объектах имеют колоссальное значение для России, в том числе в новых экономических условиях, когда развитию внутреннего туризма будет уделяться еще больше внимания. Это обуславливает важность вопросов обеспечения безопасности на таких объектах людей (туристов).

Однако, несмотря на то, что в сфере нормативного правового регулирования делается многое (утвержден профстанадарт спасателей на воде, вступили в действие новые правила пользования маломерными судами, и пользования пляжами, в разработке находится законопроект о безопасности людей на водных объектах) единый подход в обеспечении безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах не просматривается.

Этому есть множество причин: межведомственная разобщенность, несовершенство межбюджетных отношений, земельные (кадастровые) проблемы, отсутствие четкой и понятной ответственности за необеспечение безопасности на подведомственных объектах и конечно проблемы законодательного и нормативного правового регулирования данной отрасли. 

По порядку.

В Российской Федерации происшествия со смертельным исходом на водоемах России исчисляется тысячами. Ежегодно (по разным данным) на водоемах гибнет от 4 тыс. до 20 тыс. человек (по туристам сведения отсутствует). Обеспечение безопасности людей на водных объектах и правила пользования пляжами законодательством отнесено одновременно к компетенции федеральных (МЧС России, Минприроды России), региональных органов и органов местного самоуправления. МЧС России также  утверждает Правила пользования пляжами.

С классификацией пляжей не все в порядке, хотя она и действует (официальный реестр размещен на сайте Ростуризма). Классификация на сегодняшний день добровольная. Ответственность за ее не прохождение отсутствует. Владельцы пляжей не стремятся ее пройти. Так, в Краснодарском крае, по состоянию на 26 ноября 2021 года классификацию прошли около 13 % от общего количества пляжей этого курортного региона, а в Крыму лишь 3%! У экспертов вызывает сомнение инициативы получения пляжами «Голубого флага» на возмездной основе. Это все происходит несмотря на наличие неиспользованных имеющихся в Российской Федерации инструментов и механизмов повышения качества и безопасности пляжного отдыха.

Вызывает вопросы тот факт, что в Российской Федерации отсутствуют федеральные Правила охраны жизни людей на водных объектах. Этот документ исключительно регионального значения и утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Получается, что данные Правила утверждаются органами власти субъектов РФ, а ответственность за это возлагается на органы местного самоуправления. 

Рассмотрим выписки из законодательства РФ.
1. Так, в соответствии с пунктами 7, 8 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации (Закон РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ) разработка и утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
ВК РФ. Статья 25.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:
7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;

2. Ответственность же за осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований.
ФЗ-131. Статья 14. 
Вопросы местного значения поселения
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

ФЗ-131. Статья 15. 
Вопросы местного значения муниципального района
1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

ФЗ-131. Статья 16. 
Вопросы местного значения городского округа
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

ВЫВОДЫ: 
1. Складывается конфликтная ситуация, когда Правила разрабатывают одни, а ответственность за их выполнение возложена на других. Полномочиями по применению мер административного воздействия за их неисполнение наделены третьи. 
2. Понятийный аппарат в этой сфере не согласован. Так, в разрабатываемых Правилах субъектов РФ речь идет о «…правилах охраны жизни…». Ответственность муниципалитетов наступает за осуществление мероприятий по обеспечению «…безопасности людей на водных объектах» (см. выдержки выше). Термины «охрана жизни» и «безопасность людей» тождественны или нет?

Обратимся к знакам безопасности. Не говоря уже о проблемах соответствия международным стандартам в этой сфере, внутри России требования в этой области также иногда разняться. Так, Правилами пользования пляжами в Российской Федерации (утверждены приказом МЧС России от 30 сентября 2020 г. N 732) предусмотрено применение сигнального флага желтого (информирование об опасности при купании) цвета. Параллельно с этим «Правилами классификации <…> пляжей" (утв. приказом Ростуризма от 8 сентября 2020 года №287-Пр-20) также предусмотрено вывешивание флага жёлтого цвета, но только для обозначения категории (№3) пляжа. Такое совпадение по применению флага жёлтого цвета с разной смысловой нагрузкой приводит в заблуждение туристов. А флаг, разрешающий купание без ограничений (при отсутствии опасности), как правило, зеленого цвета в некоторых странах, Правилами пользования пляжами почему-то не предусмотрен. 

Учитывая все эти факторы Ассоциация "Безопасность туризма" подготовила и направила соответствующие предложения заместителю председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, а также в Экспертный совет Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.

Среди предложений:  проведение гармонизации требований Правил пользования пляжами в Российской Федерации»  и  ГОСТ Р 55698-2013 "Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования" с целью исключения противоречий в части обеспечения безопасности и использования сигнальных флагов; подготовка изменений в ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст.5) в части обязательной классификации пляжей с обязательным учетом требований безопасности, спасательного и медицинского обеспечения, установить административную ответственность за не прохождение классификации; внесение соответствующих изменений в части гармонизации требований законодательства в сфере водных отношений, а в соответствии с ними- в Положения об МЧС России и о ГИМС МЧС России и др.

Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, в размещенной ниже форме оставить свое мнение или предложение.

О ходе данной работы мы будем информировать в нашей ленте новостей >


Наш канал Telegram - это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото pixabay.com