Учет раздора:  отельеры недовольны требованиями миграционного и регистрационного законодательства

«Миграционная тема» по-прежнему остается одной из самых горячих в туристической среде.  Именно с ней связано большинство вопросов и обращений в Ассоциацию «Безопасность туризма». 

Как показывает анализ практики исполнения законодательства о миграционном и регистрационном учете, в регионах к этому вопросу подходят по-разному. 

Например, в отелях Санкт-Петербург россиянам и иностранным гражданам  услуга по регистрации оказывается на возмездной основе – с них взимается сбор в пределах 100-200 рублей, в зависимости от категории и размеров гостиницы. 

Впрочем, Северная столица – центр притяжения для  туристов со всего мира, а потому, вероятно, и может позволить себе подобные инициативы. Большинство же регионов подходят к исполнению требований  миграционного законодательства по старинке – платят коммерческим фирмам за программное обеспечение либо копируют документы,  удостоверяющие личность гражданина, на бумажные носители с последующей их доставкой в территориальные органы ГУВМ МВД России. 

Есть, к счастью, и другой опыт. Например, в Москве гостиницы и иные средства размещения подключаются к «МВ С ИС ГУ МВД России по городу Москве» на базе программного обеспечения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московская безопасность» - бесплатно и на постоянной основе, точнее, за счет бюджета Правительства Москвы, которое субсидирует данную услугу.    

Впрочем, как говорится, было гладко на бумаге, да забыли про овраги.

Так, Михаил Куликов, три хостела которого были подключены к автоматической системе регистрации иностранцев через ГКУ «Московская безопасность», рассказал:

«Результат – как и у всех: регистрируешь гостя, отправляешь анкетные данные, подписываешь ЭЦП, а статус «Обработано» может появиться через две, а то и четыре недели. Были случаи, когда гостей останавливала полиция и «штрафовала» за отсутствие регистрации. Из-за того, что все работает очень некачественно, у недобросовестных полицейских появился еще один «источник дохода» – созданная система сама порождает возможность коррупции». 

Поддержал коллегу и  управляющий ООО «Гостиница «Союздобрострой» Алексей Анхим:

«Мы приостановили регистрацию граждан через ГКУ «Московская Безопасность», так как возникало слишком много проблем, а получить ответ так и не удалось! Мы регистрировали человека, месяц видели статус «обработано», а потом узнавали, что МВД не внесли его в базу, а ГКУ «Московская Безопасность» почему-то не знает причину и не отвечает за это – только за передачу данных. Проблема может завершиться даже депортацией»! 

Свою точку зрения о предъявляемых требованиях высказал и президент межрегиональной ассоциации хостелов и мини-отелей МАХИМО Алексей Мишин, владелец хостела Fasol.

«Гостиницы обязуют ставить граждан на учет, причем под угрозой штрафа в 800000 рублей за каждое нарушение (несвоевременная постановка или снятие). Перегиб по полной программе. Не понимаю, каким действием или бездействием гостиница наносит ущерб государству, не ставя иностранца на учет, который до прибытия к месту размещения уже прошел таможенный и пограничный контроль. Если мне выпишут штраф хоть за одного человека, я буду вынужден закрыться». 

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию редакция журнала обратилась собственно в ГКУ «Московская безопасность» в надежде, что замечания и предложения отельеров будут услышаны.

Однако  запрос был передан в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы. На вопрос  о том, что же делается по  доработке системы, последовал уклончивый ответ:

«В настоящее время разработчиками ведется плановая работа по доработке специализированного программного обеспечения, используемого отельерами для передачи сведений в ГУ МВД России по г. Москве. В частности, предполагается расширение списка статусов, отправленных отельерами сведений, а также введение возможности формирования и вывода на печать отчетов по заранее заложенным алгоритмам». Вопрос: когда это случится и что при этом делать отельерам и постояльцам, которых задерживают и штрафуют сотрудники компетентных органов? 

И, наконец, целесообразно ли использование единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) для предоставления государственных услуг в сфере миграции в электронной форме? 

Отвечая на вопросы редакции журнала «Безопасность индустрии туризма», заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Аксенов  отметил: 

«В настоящее время продолжается апробация разработанного механизма взаимодействия с использованием ЕПГУ, в ходе которой выявлен ряд проблемных вопросов - для их решения требуется доработка информационной системы МВД России» 

В Минкомсвязи уточнили, что в соответствии с поступившим техническим заданием от МВД России ими была осуществлена разработка интерактивных форм заявлений для услуги «Передача сведений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания, постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). «От МВД России не поступало предложений по доработке данной услуги на ЕПГУ», - отметили при этом в ведомстве. 

Более подробно тема миграционного и регистрационного учета по месту пребывания (в гостиницах и иных средствах размещения) будет представлена на страницах нового выпуска журнала «Безопасность индустрии туризма», выход которого приурочен к началу работы Международного форума "Безопасность туризма - ЮГ" - TSIF (Tourism Safety International Forum - South) в г. Сочи в ноябре 2018 года.   

Подробнее о Форуме >.
Официальный анонс Форума на сайте Ростуризма тут >