Российским авиакомпаниям предложили готовиться к полетам без GPS

Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования американской навигационной спутниковой системы (GPS), сообщает "Ъ". Ведомство опасается сбоев в работе GPS и ссылается на доклад Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), которое упоминало об участившихся случаях «глушения» сигналов GPS. EASA писало, что проблемы начались на фоне российской военной операции на Украине.

Росавиация поручила госкорпорации по ОрВД «оказывать содействие экипажам воздушных судов при отключении GPS». Пилотам советуют сообщать диспетчерам о «сбоях, ухудшении и аномальной работе GPS». Авиакомпании должны провести с летным составом занятия для отработки действий на случай сбоев в работе спутниковых систем навигации.

Сообщается, что после 24 февраля участились случаи «глушения» GPS и «спуфинга» (подмена сигнала). Подобные инциденты были зафиксированы в районе Калининградской области, в Балтийском и Черном морях, в восточной части Финляндии, в районе Восточного Средиземноморья (вблизи Кипра, Турции, Ливана, Сирии, Израиля) и северной части Ирака. В некоторых случаях помехи в работе GPS приводили к изменению маршрута самолета или даже пункта назначения «из-за невозможности осуществить безопасную посадку», говорится в докладе (.pdf) EASA.

Росавиация отмечает, что проблемы с GPS могут привести к снижению точности навигационных параметров и невозможности использования GPS для навигации. Из-за подобных сбоев могут срабатывать предупреждения о сближении с землей, потере доступа к системе автоматического оповещения и данным о параметрах ветра, земли и рельефа, а также об отказе или сбое услуг связи, навигации и мониторинга, уточнили в ведомстве.

Как сообщают СМИ просьба ведомства носила рекомендательный характер. При полетах без GPS для пассажиров ничего не изменится, так как у российских самолетов есть альтернативная система навигации. Собеседник издания в крупной российской авиакомпании сказал, что GPS только корректирует координаты в зависимости от пройденного пути и эту коррекцию можно производить по наземным радионавигационным средствам и с помощью диспетчера.


Решение со стороны страны - владельца системы GPS-навигации выглядит по меньшей мере странным. Хотя оно логично вписывается в общую цепочку по закрытию для российских авиакомпаний воздушного пространства, разрыва лизинговых отношений и отзыва воздушных судов, прекращения поставок запчастей и расходных материалов для них и т.д.

Ситуация, хотя и непростая, но, по мнению специалистов, не критическая для туризма и авиаперевозок. Важно, чтобы КВС и экипажи оперативно вспомнили и отработали действия по управлению воздушных судов без навигации. Важно, чтобы при этом не снизился уровень безопасности полётов. Хотя, надо признать, это, конечно же, не штатная ситуация, не прибавляющая уверенности в безопасности полётов.

Наш канал Telegram - это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото pixabay.com