Маломерные суда: новый регламент технического обслуживания и безопасность

Водный туризм и отдых на водных объектах имеют колоссальное значение для России, в том числе в новых экономических условиях, когда развитию внутреннего туризма будет уделяться еще больше внимания. Это обуславливает важность вопросов обеспечения безопасности на таких объектах людей (туристов). Это касается и безопасной эксплуатации маломерных судов, так как происшествия с их участием в России не редкость (см. видео).

С 1 марта 2022 г. вступил в силу новый регламент МЧС России по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Он заменит регламент 2012 г. Пройти освидетельствование можно будет через портал госуслуг или сайт МЧС. Записи о предоставлении услуги будут вносить в реестр маломерных судов. Акт освидетельствования можно будет получить в форме электронного документа. Заявление можно будет подать в любое подразделение ГИМС независимо от места жительства, пребывания либо места нахождения.

ПОДРОБНЕЕ

1. В новом регламенте указано, что заявитель (физическое лицо, предоставляющее судно для ТО) должен предоставить следующие документы: заявление о прохождении ТО; документ, подтверждающий право собственности на судно; техническую документацию на судно (это важно для самостроя), технический паспорт и данные о заводском номере - на мотор (прим: эксперты утверждают, что наличия шильды на моторе достаточно); сертификат на маломерное судно или свидетельство о его классификации (прим: если ваше судно уже стоит на учёте - классификация уже указана в вашем судовом билете).

Для юридических лиц регистрация маломерных транспортных средств так же необходима, как и для физических, однако, перечень документов в их случае будет несколько отличатся. В этот список входит:

  • Все реквизиты организации в письменном виде. Банковские в том числе.
  • Справка, в которой содержится информация о правах на маломерные суда определенной компании. Здесь должна быть информация о наименовании двигателя, его модели и серии.
  • Паспорт средства со всеми описанными деталями.
  • Двигатель также должен иметь свой паспорт.
  • Заявление должно быть заполнено по определенному образцу. На этом документе должна находиться печать организации-хозяйки плавательного средства.
  • Доверенность на человека, который будет назначен водителем данного средства, а также приказ о назначении этого человека.

Важно! Для судов индивидуальной постройки (дополнительно к уже перечисленным пунктам): конструкторскую и (или) построечную документацию, включая расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости.

Примечание:
Новый регламент требует предоставление тех. документации на все суда (и новые и уже стоящие на учете) ранее этого не было.  

2. Заявление на предоставление услуги (прохождение ТО маломерного судна) можно подать в отделение ГИМС, либо через портал "Госуслуги" или воспользоваться услугами МФЦ.

4. Техническое освидетельствование (по новому регламенту - с 1 марта 2022) можно будет пройти в любом отделении ГИМС. Это не зависит от прописки и от того - где вы поставили на учёт своё маломерное судно. Так же, с 1 марта 2022 г. можно будет проводить и другие регистрационные действия - в любом отделении ГИМС (снятие, постановка на учёт, внесение изменений). 

Примечание: данная новация сделана по аналогии с учетом автомобилей. Ранее (по старому регламенту) ТО можно было пройти только там - где судно было поставлено на учёт.

5. Определение массы маломерного судна в спорном случае -определяется путём взвешивания судна в полном комплекте  и с минимальным набором оснащения для безопасности (п. 90 Регламента).

6. В случае необходимости, вы можете подать заявление, чтобы для проведения ТО инспектор ГИМС приехал к месту нахождения вашего судна. Однако по новому регламенту, представители ГИМС вправе принять решение - есть у них возможность приехать к месту нахождения вашего судна или нет.  

7. Важный пункт №99 нового Регламента - что может стать причиной запрета эксплуатации вашего судна:

  • наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;
  • отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна гермоотсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;
  • содержание в отработанных газах двигателя более 4.8% СО;
  • необеспечение полного угла перекладки руля (35 градусов на каждый борт), либо затруднено вращение штурвала;
  • повреждение пера руля или деталей рулевого привода;
  • отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
  • утечка топлива из баков, шлангов, системы питания;
  • наличие вибрации или уровня шума двигателя превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;
  • повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс - редуктором.

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.08.2021 № 567 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях"

Эксперты подчеркивают, что к сожалению в новой редакции Регламента остались некорректные термины в сфере обеспечения пожарной безопасности. Это п. 89 и п. 93. 

89. При проверке состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна производится контроль корпуса и надстроек, работоспособности и надежности рулевого устройства, производится оценка технического состояния механической установки, противопожарной безопасности, электрооборудования маломерного судна, якорного и швартового устройства, парусного вооружения и ходовых огней.

93. Оценка состояния маломерного судна устанавливается отдельно по элементам корпуса и надстройки, механической установки, противопожарной безопасности, рулевого, якорного и швартового устройств, электрооборудования, парусного вооружения и ходовых огней с учетом критериев, указанных в пункте 101 настоящего Административного регламента.

Действующим законодательством не предусмотрен термин "противопожарная безопасность"! 

Правильно: "пожарная безопасноть" и "противопожарная защита"  .


Все новости в вашем смартфоне!

Наш канал Telegram надежный и опертивный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >