Почти 39% из всех нарушений на водных объектах - это нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах

Государственная инспекция по маломерным судам (далее - ГИМС) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 осуществляла свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:

  • маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда);
  • баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).

С 1 июля 2021 г., в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вид надзора, осуществляемый ГИМС, был разделен на 2 самостоятельных вида: государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах.

По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении поднадзорных ГИМС МЧС России объектов должностными лицами вынесено 4402 предупреждения, 26 766 постановлений о наложении административного штрафа. В 1212 случаях протоколы об административных нарушениях направлены на рассмотрение в суд.

Основными административными правонарушениями в 2021 году были:

  • нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, статья 11.10 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 12 444 раза, что составило 38,4% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 14 154);
  • нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, статья 11.8 КоАП РФ, применялась 6 637 раз, что составило 20,5% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 6 124);
  • нарушение правил плавания, часть 2 статьи 11.7 КоАП РФ, применялась 6 567 раз, что составило 20,3% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 6 317);
  • управление судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, статья 11.8.1 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 4 553 раза, что составило 14% от всех выявленных нарушений (2020 г. - 5 484);
  • нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, статья 11.12 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 481 раз (2020 г. - 327);
  • управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, статья 11.9 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 231 раз (2020 г. - 249), из них в 1 случае назначено наказание в виде лишения права управления (2020 г. - 27);
  • нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок, часть 2 статьи 19.22 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 80 раз (2020 г. - 38).

Должностными лицами ГИМС МЧС России возбуждены дела об административных правонарушениях и направлены для рассмотрения судами материалы по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям:

  • неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, статья 19.4 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 39 раз (2020 г. - 42);
  • невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 52 раза (2020 г. - 31);
  • уклонение от исполнения административного наказания, статья 20.25 КоАП РФ, применялась в отчетном периоде 1 103 раза (2020 г. - 916).

Задержано и помещено на специализированную стоянку за отчетный период 134 маломерных судна (2020 г. - 253).

Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях


Читайте также: С 1 марта 2022 года  маломерные проходят ТО по новому регламенту. По каким причинам могут запретить эксплуатацию маломерок?


Как ни странно, но в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует законодательный акт, который бы регулировал общественные отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Действующие законодательные акты лишь частично регулируют их. 

В этой связи в МЧС России  разрабатали проект федерального закона «О безопасности людей на водных объектах».

Ключевыми вопросами, которые предполагается урегулировать проектом закона, являются:

  • закрепление необходимых понятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах (внутренние воды, происшествие на водном объекте, авария с маломерным судном, база (сооружение) для стоянки маломерных судов, ледовая переправа, пляж, наплавной мост, гидроцикл (водный мотоцикл), реестр маломерных судов и др.);
  • определение основных целей, задач и принципов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • определение видов, предметов контролей (надзоров), видов контрольно-надзорных мероприятий, полномочий должностных лиц при проведении того или иного вида контроля (надзора);
  • установление обязанностей и ответственности граждан за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Законопроектом также предполагается определить систему обеспечения безопасности людей на водных объектах, в которую будут входить федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В настоящее время четкое разграничение полномочий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах отсутствует. Нормы, которые содержатся в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются очень общими и не содержащими конкретики. В этой связи, в законопроекте планируется предусмотреть четкое разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

В законопроекте закреплены 2 вида контроля (надзора): федеральный государственный надзор за маломерными судами и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах. В соответствующих разделах законопроекта будет определен предмет каждого вида контроля (надзора), виды контрольно-надзорных мероприятий, особенности видов контроля (надзора), а также наделение Правительства Российской Федерации по утверждению положений о соответствующих видах надзора.

Особой главой в законопроекте планируется включить основные требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, который будет регулировать вопросы, связанные с регистрацией маломерных судов, подготовкой судоводителей, требованиями безопасности к маломерным судам, спасательным средствам и оборудованию для маломерных судов, медицинским обеспечением безопасности управления маломерными судами, классификацией и освидетельствованием маломерных судов и иные.

И тут у экспертов отрасли возникает вопрос. Почему Глава 5 проекта "Основные требования в области безопасности людей на водных объектах" предусматривает регулирование безопасности только в сфере экусплуатации маломерных судов? Ведь понятие "водный объект", которое дает ВК РФ (ст.1) намного шире. 

Получается, что законопроект предусматривая довольно широкий спектор регулирования (введение  механизма правового регулирования общественных отношений, обеспечение четкого разграничения полномочий, прав и обязанностей участников отношений в установленной сфере, определение видов надзора и др.) тут же в Главе 5 сужает сферу регулирования законопроекта к  ругулированию вопросов безопасности при эксплуатации маломерных судов. Или это не так?

Свое мнение вы можете оставить ниже.

Проект ФЗ, скачать >


Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото pixabay.com