Юрий Юрин: "Периодически мы сталкиваемся с ситуациями, когда владельцы турбаз незаконно перепрофилируют пляжи в солярии"

В Саратовской области за прошедший купальный сезон было зафиксировано 624 места, опасных для купания. Об этом сообщил начальник управления безопасности жизнедеятельности регионального правительства Юрий Юрин.

Он напомнил, что летом-2021 в области утонули 64 человека, шестеро из них - дети. Все погибшие купались в необорудованных местах или на "диких" пляжах.

Чиновник подчеркнул, что владельцы турбаз и других мест отдыха ежегодно незаконно перепрофилируют пляжи в солярии, но при этом не запрещают посетителям купаться и рекламируют на своих сайтах пляжный отдых, избегая таким образом ответственности за безопасность людей и финансовых затрат.

"Подобное "упрощение" - это попытка облегчить себе жизнь за счет безопасности граждан", - считает Юрин. По его словам, за прошлый сезон было составлено 657 протоколов за купание в несанкционированных местах. На это лето в регионе зарегистрировано 110 пляжей, в том числе 17 муниципальных. При этом по последним данным, на обследование дна водолазами подано только 10 заявок, 7 из них отработаны. 


Эксперты утверждают, что такой уход от ответственности может быть обусловлен тем, что действующая система классификации пляжей в России (официальный реестр размещен на сайте Ростуризма) на сегодняшний день добровольная. Ответственность за ее не прохождение отсутствует. Владельцы пляжей не стремятся ее пройти. 

Так, в Краснодарском крае, если взять период до геополитических событий, по состоянию на 26 ноября 2021 года классификацию прошли около 13 % от общего количества пляжей этого курортного региона, а в Крыму лишь 3%! Все стремились получить голубой (не дешевый) флаг (подробнее>). Теперь от него отказываются.

А еще, как ни странно, но в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует законодательный акт, который бы регулировал общественные отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Действующие законодательные акты лишь частично регулируют их. Даже термин "пляж" отсутствует.

В этой связи в МЧС России  разрабатали проект федерального закона «О безопасности людей на водных объектах».

Ключевыми вопросами, которые предполагается урегулировать проектом закона, являются:

  • закрепление необходимых понятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах (внутренние воды, происшествие на водном объекте, авария с маломерным судном, база (сооружение) для стоянки маломерных судов, ледовая переправа, пляж, наплавной мост, гидроцикл (водный мотоцикл), реестр маломерных судов и др.);
  • определение основных целей, задач и принципов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • определение видов, предметов контролей (надзоров), видов контрольно-надзорных мероприятий, полномочий должностных лиц при проведении того или иного вида контроля (надзора);
  • установление обязанностей и ответственности граждан за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Законопроектом также предполагается определить систему обеспечения безопасности людей на водных объектах, в которую будут входить федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В настоящее время четкое разграничение полномочий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах отсутствует. Нормы, которые содержатся в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются очень общими и не содержащими конкретики. В этой связи, в законопроекте планируется предусмотреть четкое разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

В законопроекте закреплены 2 вида контроля (надзора): федеральный государственный надзор за маломерными судами и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах. В соответствующих разделах законопроекта будет определен предмет каждого вида контроля (надзора), виды контрольно-надзорных мероприятий, особенности видов контроля (надзора), а также наделение Правительства Российской Федерации по утверждению положений о соответствующих видах надзора.

Особой главой в законопроекте планируется включить основные требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, который будет регулировать вопросы, связанные с регистрацией маломерных судов, подготовкой судоводителей, требованиями безопасности к маломерным судам, спасательным средствам и оборудованию для маломерных судов, медицинским обеспечением безопасности управления маломерными судами, классификацией и освидетельствованием маломерных судов и иные.

И тут у экспертов отрасли возникает вопрос. Почему Глава 5 проекта "Основные требования в области безопасности людей на водных объектах" предусматривает регулирование безопасности только в сфере экусплуатации маломерных судов? Ведь понятие "водный объект", которое дает ВК РФ (ст.1) намного шире. 

Получается, что законопроект предусматривая довольно широкий спектор регулирования (введение  механизма правового регулирования общественных отношений, обеспечение четкого разграничения полномочий, прав и обязанностей участников отношений в установленной сфере, определение видов надзора и др.) тут же в Главе 5 сужает сферу регулирования законопроекта к  ругулированию вопросов безопасности при эксплуатации маломерных судов. Или это не так?

Свое мнение вы можете оставить ниже.

Проект ФЗ, скачать >


Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото pixabay.com