Детским пляжам - контроль доступа!

Детским лагерям хотят дать право использовать береговую полосу водных объектов общего пользования на основании договора, который заключен без проведения аукциона. Это позволит ограничить доступ посторонних на детские пляжи. Такой законопроект группы депутатов планируется рассмотреть 22 июня 2022 года. Поправки предлагается внести в Водный кодекс РФ.

Сейчас договор водопользования без проведения аукциона имеют право заключать физкультурно-спортивные организации, туроператоры или турагенты, организованного отдыха детей, ветеранов, пожилых лиц, инвалидов. У детских центров и лагерей такое право отсутствует — это приводит к тому, что на их пляжах отдыхают самые разные категории граждан, что «создает риски криминогенных ситуаций», поясняют авторы инициативы.

Законопроект, в первую очередь, решает проблему доступа детских лагерей и санаториев к пляжным территориям, сказала соавтор документа, зампред Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко «Парламентской газете».

«Их максимально сегодня вытесняют коммерческие структуры, отбирают у них эти пляжи, потому что приоритетного права по аренде пляжной территории у детских лагерей на сегодняшний день по закону нет», пояснила депутат.

Поэтому законопроект в первую очередь решает вопрос предоставления вне конкурса детским лагерям пляжных территорий. Кроме того, документ дает возможность детским лагерям на своих пляжных территориях устанавливать особый режим доступа посторонних лиц и обеспечивать охрану детей, когда они находятся непосредственно на пляже, отметила депутат.

Решение этой проблемы, что называется, перезрело, считает Костенко.

«На том же пляже, где отдыхают дети, другие посетители могут курить, распивать алкогольные напитки, вести себя аморально. Это не отвечает требованиям безопасности и создает риск криминальных ситуаций», — ранее отмечала Наталья Костенко.

Законопроект № 100835-8 О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (об использовании организациями отдыха детей и их оздоровления акватории водных объектов)


Данная инициатива обоснована и понятна. Одна из ключевых проблем для организации детского отдыха – проблема, связанная с противоречиями водного, лесного и земельного кодексов при организации пляжей, что не позволяет законодательно определить особенности доступа к водоему и участку береговой полосы, расположенным в местах организации детского отдыха и их оздоровления.   

СУТЬ ВОПРОСА

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей. В соответствии с пунктами 1.11 и 11.8 СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» при организации отдыха и оздоровления детей на базе стационарных загородных организаций не допускается совместное пребывание в общих местах пользования детей и взрослых, а купание детей должно осуществляться в специально отведенных и оборудованных местах. 

При этом в соответствии с положениями статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Таким образом, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральными законами. 

ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Минпросвещения России ранее уже делало шаги к закреплению особенностей такого доступа (подробнее>), но проект закона так и завис на портале regulation.gov.ru. По всей видимости эта работа теперь будет продолжена.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Что касается безопасности детских пляжей, то тут, по мнению некоторых экспертов, также много белых пятен, как и для обычных. Дело в том, что отдельных требований для них не существует. МЧС России придпринимало попытки урегулировать этот вопрос. Еще когда Приказ МЧС России от 30 сентября 2020 г. N 732 "Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации" был проектом, в нем существовал специальный пункт 2.20, который гласил:

Пляжи детских оздоровительных учреждений (лагерей) должны соответствовать общим требованиям к пляжам, установленным Правилами, а также:

  • в местах купания детей оборудуются огражденные до дна участки для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубиной не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста - не более 1,2 метра. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или специальным ограждением.
  • в местах с глубиной до 2 метров разрешается купаться умеющим плавать детям в возрасте от 12 лет. Эти места ограждаются буйками с интервалом 25 - 30 метров соединенными сплошной линией поплавков, закрепленных на тросах;
  • в период купания детей спасательная лодка со спасателем выходит на внешнюю сторону границы плавания и удерживается в 2 метрах от нее.

Купание детей проводится под наблюдением инструкторов по плаванию и спасателей. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение. Перед началом купания с детьми проводится инструктаж по правилам поведения на водных объектах.

В местах обучения плаванию должны быть в наличии плавательные доски, спасательные круги, шесты, плавательные поддерживающие пояса, электромегафоны и другие средства, обеспечивающие безопасность обучаемых.

Подробнее >

Однако в окончательной редакции приказа МЧС России №732 этому раделу места не нашлось.  Касаемо организаций отдыха и оздоровления детей остался один пункт 2.7, который гласит: На пляжах организаций отдыха и оздоровления детей в период купания детей спасательная лодка со спасателем должна находиться не далее 2 метров от внешней стороны границы зоны купания.

ЧТО В ИТОГЕ?

Эксперты отмечают целый перечень проблем, требующих решения с безопасностью на пляжах.

Так, есть проблемы со знаками безопасности на пляжах. Российские стандарты не соответствуют в полном объеме системе оповещения флагами на пляжах Международной федерацией спасения на воде (ILS), членом которой является и Россия. Даже внутри России требования в этой сфере иногда разняться.

Система классификации пляжей (официальный реестр размещен на сайте Ростуризма) на сегодняшний день добровольная. Ответственность за ее не прохождение отсутствует.  

В Российской Федерации отсутствуют федеральные Правила охраны жизни людей на водных объектах. Этот документ исключительно регионального значения. Однако, такой подход далеко не всегда приемлем, считают эксперты.

В этой связи, Ассоциация "Безопасность туризма" направила подробный доклад о состоянии и мерах по совершенствованию требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах Заместителю председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации Д.Н. Чернышенко.

Свои предложения по вопросам совершенствования требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах, в том числе на пляжах вы можете направить на адрес: [email protected]


Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото сток ru.freepik.com