Перевозка групп детей автотранспортом. Нюансы безопасности.

Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в летний период стали ключевой темой круглого стола, который состоялся 7 июня в Общественной палате РФ. Данные вопросы неразрывно связаны с организованными перевозками групп детей. 

Участниками дискуссии стали представители МВД России, Минпросвещения России, Президентского фонда культурных инициатив, рабочей группы «Безопасность детей» при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в России Десятилетия детства, Ассоциации "Безопасность туризма", представители международных и всероссийских детских центров, высших учебных заведений, всероссийских и региональных общественных организаций и объединений по безопасности детей.

Модератором круглого стола выступила Наталья Агре, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов, директор Института воспитания РАО. Она сообщила, что к теме безопасности перевозок групп детей в последние годы привлечено очень большое внимание, которое обусловлено неутешительной статистикой. 

В 2021 году подавляющее большинство (80%, или 12 676) ДТП с участием детей произошло из-за нарушения ПДД водителями ТС. Доля погибших и раненых в таких ДТП детей от их общего числа составила 86,6% (480) и 81,7% (14 126) соответственно. При этом число погибших увеличилось в 2021 году на 6,2%. Из-за собственной неосторожности детей произошло 25% (3 958) ДТП. В данных происшествиях погибли 106 и получили ранения 3 908 детей. Почти в половине (45,8%) из всех ДТП с участием детей последние являлись пассажирами, в 41,6% ДТП пострадавшие дети являлись пешеходами, в 8,5% – велосипедистами, в 5% – водителями механических ТС. Наибольшей тяжестью последствий для детей характеризуются ДТП, в которых они принимали участие в качестве пассажиров.

«К сожалению, данные вопросы поднимаются особенно остро в связи с возникновением резонансных дорожно-транспортных происшествий. Госавтоинспекцией МВД России, Министерством просвещения РФ, Институтом воспитания РАО и иными ведомствами проводится колоссальный объем работы, направленный формирование культуры поведения всех участников дорожного движения. Вместе с тем для координации совместных действий необходимо организовать межведомственное взаимодействие с обязательным условием оперативного решения всех возникающих трудностей для сохранения жизни детей, это и есть наша ключевая задача»,подчеркнула Наталья Агре.

Олег Понарьин, заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, привел статистические данные, которые указывают на то, что максимальные показатели аварийности с участием детей-пассажиров приходятся на теплое время года, июль — август. В 2022 году увеличилось на 42,9 процента число погибших детей-пассажиров в возрасте до 12 лет. Причиной в большинстве случаев становится нарушение водителями правил перевозки детей.

«Летний период для нас не является исключением, наоборот, мы всех коллег настраиваем на то, что этот период необходимо максимально использовать для пропаганды безопасности дорожного движения, особенно в местах скопления детей: лагерях, местах массового отдыха. Очень важно донести до каждого ребенка правила безопасного поведения на дороге, и для этого необходимо использовать максимальное количество инструментов», сказал он.

Участники дискуссии были проинформированы, что специалисты Федерального ресурсного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, созданного на базе Института воспитания РАО, разработали методические рекомендации по организованной перевозке групп детей автотранспортом (скачать проект >). Документ в настоящее время проходит итоговое согласование с профильными ведомствами. По словам разработчиков, уникальность методических рекомендаций заключается в том, что документ включает в себя нормативную базу, изложен доступным языком, содержит приложения в виде примеров бланков, инструкций и заявлений, а также дополнен рубрикой наиболее часто встречающихся вопросов с комментариями к ним. Данное издание также явилось поводом для дискуссии в рамках заседания круглого стола и почти никого не оставило равнодушным.

В рамках программы мероприятия выступил советник Председателя Правления Ассоциации "Безопасность туризма" Алексей Старшов, который обратил внимание участников на нюансы организованных перевозок групп детей, в части обеспечения их  безопасности, довел перечень предложений для включения в обсуждаемые методические рекомендации. Предложения касались учета действующего порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований транспортной безопасности (что немаловажно в настоящей геополитической обстановке и введенных в некоторых регионах России уровней антитеррористической опасности),  дополнения перечня приложений к договору фрахтования ТС, а также необходимости учета в рекомендациях требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). 

А еще Алексей Владимирович предложил участникам задуматься над вопросом, почему в настоящее время для перевозки наличных денег (например Банком России) предусмотрены определенные требования к транспортным средствам, в части обеспечения их безопасности, вплоть до оснащения автомобилей системами подкапотного пожаротушения, а для перевозки детей на автобусах требуется только огнетушители? Что ценнее - деньги или человеческие жизни? При том, что автобусы, предназначенные для перевозки детей горят довольно регулярно. Соответствующие по этому вопросу и не только предложения Ассоциации "Безопасность туризма" были переданы организаторам мероприятия.

Сергей Суворов, старший научный сотрудник НИКИ педиатрии и детской хирургии имени Ю.Е. Вельтищева РНИМУ имени Н.И. Пирогова, поднял тему оказания медицинской помощи пассажирам. Он обратил внимание собравшихся на то, что самая высокая тяжесть последствий ДТП регистрируется на федеральных автомобильных дорогах, и эти цифры в разы выше, чем в среднем по региону. Дети, травмированные в автомобильных авариях, часто получают помощь травматолога во взрослых медучреждениях. И здесь возникает юридический конфликт: взрослый хирург не имеет права оказывать помощь ребенку, так как у него нет соответствующей специализации по детской хирургии. Данный вопрос требует урегулирования на законодательном уровне.

Подводя итог, Наталья Агре акцентировала внимание на важности консолидации усилий всех ведомств в обеспечении детской дорожной безопасности. Поступившие предложения участников круглого стола будут внесены в проект решения и направлены в Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения.

Презентация Ассоциации "Безопасность туризма", скачать >


Для проектантов, заказчиков, в онлайн режиме работает Каталог надёжных и проверенных поставщиков решений, технологий, систем и оборудования безопасности >

Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото ОП РФ