Мы ранее сообщали, что "Аэрофлот" прекратил продажу льготных билетов на Дальний Восток, в Калининград и Крым, в связи с полным освоением выделенных в этом году бюджетных субсидий (3,8 млрд руб.). Подробнее >

Теперь Минтранс РФ предлагает удвоить расходы бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла. Авиаперевозчики считают, что мера позволит увеличить маршрутную сеть.

Правительство РФ предлагает увеличить субсидирование региональных авиаперевозок в ближайшие три года на 15 млрд руб. Поправки внесены в Госдуму ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2019–2021 годы. В следующем году размер ассигнований предлагается увеличить на 4,5 млрд руб., до 7,8 млрд руб., в 2020 году – на 5 млрд руб., до 8,3 млрд руб., в 2021 году – на 5,49 млрд руб., до 8,8 млрд руб. В Минтрансе пояснили, что поправки инициированы в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и в рамках поручения президента Владимира Путина к 2024 году довести долю перевозок, минующих Московский авиаузел, до 50%. Сегодня около 75% рейсов проходит через аэропорты столицы.

В 2018 году Росавиация субсидирует полеты на 175 региональных маршрутах. Софинансирование по части рейсов предоставляют региональные власти. Бюджетные деньги получают 22 авиакомпании, в числе которых «Аврора», «Азимут», «Ютэйр», «Сибирь», «НордСтар». По данным Росавиации, по состоянию на 7 ноября участники программы перевезли 530 тыс. человек, освоив 2 млрд руб. «Большая часть авиакомпаний без субсидий на региональные перевозки просто прекратит свою деятельность из-за убытков»,– объясняет собеседник “Ъ” в авиационной отрасли.

Совладелец авиакомпании «Руслайн» Николай Борисов считает, что увеличение объема субсидий позволит расширить региональную маршрутную сеть. Он подчеркивает, что субсидии должны направляться на перспективные маршруты, а финансирование должно продолжаться до тех пор, пока они не начнут окупаться. «Пассажиры привыкли по многим направлениям летать через Москву. Ожидать, что они сразу переключатся на условный рейс Воронеж–Казань, нельзя. Без субсидий любая авиакомпания обанкротится через несколько лет после запуска такого маршрута»,– полагает Николай Борисов.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что увеличение Минтрансом субсидий на региональные перевозки соответствует позиции президента РФ: основной объем бюджетного финансирования направляется на компенсацию расходов авиакомпаний. Он полагает, что мера приведет к расширению региональной маршрутной сети. Но, по мнению господина Крамаренко, субсидировать стоит далеко не все существующие направления. «Структура авиаперевозок отражает сложившиеся экономические взаимосвязи в России. Безусловно, компенсация нужна по тем направлениям, где у авиатранспорта нет альтернативы. При этом непонятно, зачем субсидировать маршруты, у которых есть альтернатива в виде железнодорожного или автомобильного транспорта. Компенсация расходов на условном маршруте Ростов–Краснодар напоминает субсидию на роскошь»,– говорит эксперт.

«Сейчас средняя субсидия на одного привлеченного пассажира по региональной программе превышает 8 тыс. руб., самостоятельно наши пассажиры оплачивают не более 25–35% стоимости перелета»,– продолжает Андрей Крамаренко. Он отмечает, что поддержка региональной авиации в принципе обходится недешево – к примеру, в США по похожей программе EAS средняя субсидия на одного пассажира превышает $200.


Весьма обнадеживающе выглядят такие новости, учитывая важность развития туризма в регионах страны. Кстати, как следует из программных документов именно ТУРИЗМ является одним из приоритетов деятельности Правительства РФ на ближайшие годы.

Мы уже не говорим о других геополитических задачах - о "связанности" регионов страны, подвижности (есть такой важный показатель) населения страны и доступность для него авиаперевозок. Надеемся, что возобновление субсидирования авиаперевозок не заставит себя долго ждать и граждане России, а также ее гости, в том числе туристы, получат возможность передвигаться по стране по доступным ценам.