Утверждены обновленные правила тушения лесных пожаров

Новые правила устанавливают единый подход по организации руководства работами по тушению лесных пожаров, говорится в сопроводительных материалах к документу.

Как и в предыдущей версии документа, обязанность координировать все силы и средства тушения возлагается на Рослесхоз, который создает для этого федеральный штаб и штабы в федеральных округах.

В частности, устанавливаются требования к выделению зон контроля пожаров на землях лесного фонда. В такие зоны предлагают не включать участки, предоставленные в аренду или постоянное пользование для заготовки древесины, ведения научно-исследовательской и образовательной деятельности, изучения недр и добычи полезных ископаемых, а также строительства линейных объектов и объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. К зонам также не должны примыкать в том числе земли обороны и безопасности вдоль границ РФ, населенные пункты и объекты экономики.

Также устанавливаются категории лесопожарной обстановки, при наступлении которой привлекаются дополнительные силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС) на том или ином уровне — муниципальном, региональном и федеральном.

В целях обеспечения безопасности осуществления работ по тушению лесных пожаров используемая лесопожарная техника должна быть оснащена аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Есть по тексту упоминания особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Разработчики установили, что решение о привлечении сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - РСЧС) муниципального, регионального,  межрегионального и федерального уровней  может быть принято при соблюдении нескольких условий, одно из которых, если  лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или ООПТ.
Также установлено, что при выделении зон контроля лесных пожаров не допускается включение в их состав лесных участков, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование либо планируемых для использования в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации для указанных ниже видов использования лесов, а также ООПТ.
В свою очередь к указанным видам использования лесов относятся:
  • заготовка древесины;
  • осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
  • осуществление рекреационной деятельности;
  • создание лесных плантаций и их эксплуатация;
  • осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
  • создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Пункт 64 новых Правил гласит, что решение о выполнении взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара принимает федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ.
Пункт 88 устанавливает, что тушение лесных пожаров на землях ООПТ осуществляется с использованием тактики с наименьшим воздействием на природную среду путем минимизации последствий проводимых мероприятий, уменьшения сопутствующего ущерба (вреда) от мероприятий, связанных с организацией тушения. 

Читайте также: с 8 июня увеличились штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Так, штрафы за нарушения правил пожарной безопасности в лесном фонде России увеличатся до 10 раз. 


Что касается ООПТ, то одна из ключевых проблем на сегодня в этой сфере - отсутствие методики расчета и нормы оснащения федеральных ООПТ лесопожарными и иными противопожарными формированиями, средствами предупреждения и тушения пожаров. Исходя из установленных законодательством ограничений и режима охраны, с учётом передовых международных практик и новейших технологий не разработаны и не определены меры по снижению пожарной опасности и вероятности возникновения и распространения пожаров (замедления горения) на территориях, примыкающих к объектам туристкой инфраструктуры, местам пребывания туристов, а также вдоль туристических маршрутов и экологических троп, наблюдательных площадок и т.д. 

ЧТО ИМЕЕМ С ТЕМ И РАБОТАЕМ?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров». Однако данный документ предназначен для регулирования обеспеченности лесопожарных формирований только субъектов Российской Федерации. 

Минприроды России в настоящее время разработан проект приказа "Об утверждении Методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов". Однако, в преамбуле указанного проекта содержится ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р и указывается напрямую, что они предназначены для установления требований к лесопожарным формированиям субъекта Российской Федерации (ООПТ федерального подчинения не является территорией субъекта РФ, хотя и расположена в его границах). В свою очередь Федеральным проектом «Сохранение лесов» предусмотрены средства на оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием только органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

ЛОГИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

В этой связи отраслевые эксперты задаются вопросами:

  • когда же госрегулятор обратит внимание на острую необходимость разработки методик расчета или норм оснащенности ФГБУ ООПТ лесопожарными, противопожарными формированиями, оснащения техникой и специальным оборудованием (в том числе БПЛА, системы мониторинга и обнаружения ландшафтных (природных) пожаров, включая лесные пожары)? 
  • почему до сих пор нет специальной целевой программы оснащения ООПТ лесопожарными и аварийно-спасательными формированиями, техникой и оборудованием с целью сохранения природного разнообразия, памятников природы и экологической безопасности на ООПТ?     

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Эти вопросы разработчики Информационного бюллетеня №1 на тему: «Туризм: безопасность и сохранность ООПТ» (заказать бюллетень бесплатно >) адресовали представителям Минприроды России. Как сообщил и.о. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ А.В.Чертов данные вопросы являются актуальными для земель ООПТ федерального значения. 

"Минприроды России рассматривает вопрос о подготовке нормативов обеспечения пожарной безопасности на территориях ООПТ федерального значения по итогам проведения научно-исследовательских работ", - уточнил А.В. Чертов. 

Также и.о. директора Департамента сообщил, что вопрос разработки специальной целевой программы оснащения ООПТ лесопожарными и аварийно-спасательными формированиями, техникой и оборудованием ведомством прорабатывается и будет решен после согласования позиций всех заинтересованных субъектов безопасности.


С подробными разъяснениями Минприроды России по данным вопросам вы сможете ознакомиться на страницах Информационного бюллетеня №1 на тему: «Туризм: безопасность и сохранность ООПТ».

Издание предназначено для представителей федеральных и региональных государственных бюджетных (казенных) учреждений, осуществляющих управление ООПТ. Это уникальное отраслевое информационное издание, касающееся непростых особенностей и передовых практик обеспечения сохранности ООПТ, безопасности туризма и объектов инфраструктуры с набором формализованных документов, рекомендуемых решений и технических средств.  

Подробнее и заказать >


Наш канал Telegram - это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >


Фото: Григорий Куксин