Железнодорожный туризм. Новое в законодательстве.

Законопроектом № 143705-8 предлагается в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 18-ФЗ) и Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 132-ФЗ) внести изменения, направленные на развитие туризма, осуществляемого с использованием железнодорожного транспорта.

Законопроектом вводятся понятия «туристская перевозка», «туристский поезд», «железнодорожный туризм», «железнодорожный туристский маршрут». По мнению разработчиков с введением указанных понятий появится обоснование особенностей данных перевозок для их выделения в сегмент рынка пассажирских перевозок, в котором ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») занимает незначительную долю и в котором согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 № 190-т ОАО «ФПК» не может быть отнесено к хозяйствующему субъекту – естественной монополии.

При выделении туристских перевозок в дерегулированный сегмент ОАО «ФПК» сможет самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки во всех типах вагонов во внутригосударственном сообщении (в том числе стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах, а также тарифы на пробег арендованных (собственных, не принадлежащих перевозчику) вагонов), осуществляемые только по заявкам туроператоров.

Другие юридические лица, не являющиеся туроператорами и осуществляющие перевозки организованных групп пассажиров, смогут взаимодействовать с ОАО «ФПК» по следующим схемам:

1) продолжать самостоятельно обращаться в ОАО «ФПК» и осуществлять перевозки по действующим тарифам;

2) обращаться к туроператорам (в том числе в ООО «РЖД Тур») и осуществлять перевозки по тарифам, установленным ОАО «ФПК» («гибким, договорным» тарифам).

Законопроектом установлено, что особенности перевозок пассажиров и их багажа в туристских поездах определяются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Также законопроектом вводятся новые полномочия:

- для органов государственной власти Российской Федерации
в сфере туризма:

установление   порядка   утверждения   железнодорожных туристских маршрутов на федеральном уровне, а также требований к ним;

утверждение перечня железнодорожных туристских маршрутов федерального уровня;

- для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма:

установление   порядка   утверждения   железнодорожных   туристских маршрутов на региональном уровне, а также требований к ним;

утверждения перечня железнодорожных туристских маршрутов регионального уровня.

Законопроект № 143705-8 О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (об осуществлении туристских перевозок железнодорожным транспортом)


Эксперты отмечают некоторые неточности в законопроекте.

Так, из содержания законопроекта неясно, на основании какого договора осуществляется туристская перевозка железнодорожным транспортом по железнодорожному туристскому маршруту – на основании договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом или на основании договора о реализации туристского продукта?

Установление особенностей осуществления туристских перевозок железнодорожным транспортом Проектом отнесено как к компетенции Правительства Российской Федерации, так и к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации, в связи с чем  полномочия указанных органов по всей видимости нуждаются в разграничении.  

В Проекте не совсем понятно к какой категории поездов будет относиться поезд, включающий в себя отдельный туристский вагон (вагоны), с учетом проектируемого понятия «железнодорожный туристский маршрут», определяемого как маршрут следования поезда или отдельного вагона (вагонов) в его составе. 

Неясно также, в каких случаях железнодорожный туристский маршрут утверждается федеральным органом исполнительной власти (железнодорожный туристский маршрут федерального уровня), а в каких – органом государственной власти субъекта Российской Федерации (железнодорожный туристский маршрут регионального уровня).

Проектом предлагается дополнить статью 1 Федерального закона № 132-ФЗ определением понятия «железнодорожный туризм», под которым понимается путешествие в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без извлечения материальной выгоды, осуществляемое железнодорожным транспортом. В указанном определении необходимо уточнить особенности железнодорожного туризма, отличающие его от простой перевозки железнодорожным транспортом. 


Наш канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото сток freestockimages.ru