В Москве с 21 декабря по выделенным полосам разрешат ездить двухэтажным автобусам. Соответствующее распоряжение подписал мэр столицы Сергей Собянин. Сейчас по «выделенкам» могут ездить только общественный транспорт, школьные автобусы, такси и экстренные службы.

Как считают в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, законопроект позитивно отразится на безопасности перевозок в Москве: по статистике, на выделенных полосах автобусы попадают в аварии реже на 15-20%. Он также поможет наземному транспорту Москве передвигаться быстрее.

Экскурсионными автобусами пользуются в равной степени иностранные гости, туристы из российских регионов и сами москвичи. В разное время года картина может отличаться, но в среднем по итогам года на каждую из категорий приходится примерно 30%.

Помимо Москвы такие автобусы ходят также в Санкт-Петербурге и Казани.


В Российской Федерации в последние годы много внимания уделяется вопросам безопасности перевозок, в том числе автобусами. Вместе с тем, несмотря на это различного рода транспортные происшествия, в том числе и пожары с гибелью и травмированием на автобусах, продолжают иметь место. Так, в августе текущего года сразу два пожара с туристическими автобусами произошли на дорогах Крыма. Подробнее об этом >
Ассоциацией «Безопасность туризма» совместно с ведущими туроператорами осуществляется мониторинг и анализ практики обеспечения безопасности автобусов, используемых для организованных перевозок групп туристов, в том числе детей, с целью выработки в и реализации соответствующих мероприятий.
По мнению экспертов Ассоциации, указанные пожары во многом являются следствием недостатков государственной политики, нормативного правового регулирования и межведомственной разобщенности (нечеткости полномочий и ответственности) при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере обеспечения пожарной безопасности колесных транспортных средств, включая автобусы.
Наиболее наглядно это проявляется в части оснащения таких автобусов первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Техническим регламентом  Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) установлено, что независимо от наличия автоматической системы пожаротушения транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (автобусы категории M2, M3) оснащаются не менее чем одним огнетушителем (!?) и емкостью не менее 2 л. В случае двухэтажного транспортного средства на верхнем этаже должен находиться дополнительный огнетушитель. Однако, при этом не регламентируется вид огнетушителя в зависимости от применяемого в огнетушителе огнетушащего вещества, хотя для транспортных средств подойдут далеко не все огнетушители.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации- далее ПДД (утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090) эксплуатация транспортных средств запрещается, если на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах отсутствует … огнетушитель? По мнению экспертов Ассоциации «Безопасность туризма», в данном документе речь идет только об одном огнетушителе  для всех транспортных средств, в том числе и для автобусов независимо от их категории. В  ПДД отсутствуют какие-либо требования либо отсылочные нормы, определяющие количество и вид огнетушителя (огнетушителей) в привязке к конкретному типу транспортных средств. 
Хуже того, Правила дорожного движения не «увязаны» и противоречат требованиям, предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, которые утверждены постановлением Правительства РФ №1008 от 5 декабря 2011 года. Так, согласно п.57 Приложения 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (автобусы- категории M2, M3) должны быть оснащены… двумя хладоновыми или порошковыми огнетушителями емкостью не менее 2 л? 
При этом совершенно непонятно почему в качестве средства пожаротушения исключено применение углекислотных огнетушителей, которые по своим функциональным свойствам и области применения могут наравне с хладоновыми также использоваться (и используются) для оснащения колесных транспортных средств? К тому же стоимость углекислотных аналогов почти на порядок (в 10 раз!) ниже стоимости хладоновых огнетушителей! Это, по мнению экспертов Ассоциации «Безопасность туризма» не только необоснованно повышает расходы перевозчиков, но и создает почву для недобросовестной конкуренции и коррупции. 
Очень странным выглядит то, что ни в одном из указанных документов не предусмотрено применение огнетушителей с учетом области применения (Т - транспортный согласно ГОСТ Р 51057-2001).  
Данная неопределенность и расплывчатость, с одной стороны, не способствуют обеспечению пожарной безопасности транспортных средств - участников дорожного движения, а с другой стороны предоставляет весьма широкие возможности для толкования и применения, что чревато различного рода злоупотреблениями и недоразумениями при правоприменении.   

Мы приглашаем специалистов и экспертов высказать свое мнение относительно безопасности автобусных перевозок, в том числе перевозок детей, туристов, противопожарной защиты транспортных средств, технической оснащенности. Какие эффективные технические средства обеспечения безопасности и противопожарной защиты могут быть применены на автобусах? Попытаться ответить на вопрос -  как обеспечить безопасность перевозок пассажиров, в том числе туристов?
Ваши мнения и рекомендации мы просим направлять в адрес редакции:  [email protected]