Тушение ландшафтных и лесных пожаров. Какие выводы сделаны?

Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов провёл совещание с регионами по подготовке к предстоящему пожароопасному сезону. Он сообщил, что Минприроды России совместно с ситуационным центром правительства России, МЧС, Рослесхозом провели анализ мер по тушению ландшафтных и лесных пожаров.

В числе ключевых проблем, с которыми столкнулись ведомства в этом году, - предоставление несвоевременной и противоречивой информации о природных пожарах, несвоевременное принятие решений по тушению пожаров на разных уровнях, недостаточность сил и средств, привлекаемых для тушения пожаров.

Для того, чтобы в следующем сезоне исключить такие случаи, подготовлены предложения, которые сейчас обсуждаются на площадке правительства. В частности, планируется создать единую информационную систему по тушению всех природных пожаров на базе МЧС России.

«Мы здесь не делим – лесные, ландшафтные пожары. По последним губернаторы с 1 января получили полномочия по тушению. Информационная система, в которую войдут все природные пожары, будет на площадке МЧС. Она будет включать информацию, как по ландшафтным, так и по лесным пожарам, а также по мерам, принимаемым для их ликвидации», - заявил Александр Козлов.

Он рассказал, что для работы системы Минприроды России в ближайшие месяцы предстоит подготовить ряд нормативных актов и внести изменения в планы РСЧС. Также будет утверждён алгоритм действия органов власти по тушению пожаров.

«Сегодня в законодательстве главный человек – руководитель пожара. Но координирующий орган в зависимости от сложности пожара должен быть. У нас в разной логике создаются штабы, но в законодательстве их статус не прописан и ответственность тех, кто возглавляет эту работу, тоже не зафиксирована. Соответственно, предлагаем закрепить ответственный координирующий орган по тушению пожаров в зависимости от времени действия и сложности пожаров», - подчеркнул глава Минприроды России.

Согласно подготовленным предложениям, в первые 24 часа от обнаружения пожара, предлагается назначить ответственным штаб органа местного самоуправления, c 24 до 72 часов – штаб субъекта. Министр отметил, что в это время тушение пожара является личной ответственность руководителя региона. После этого срока с 72 часов координация работы перейдёт либо в федеральный штаб Рослесхоза, либо правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

«При этом повышение уровня координации, вплоть до правительственного, может происходить в любой момент при определенных критериях, например, в случае угрозы населенному пункту, объекту экономики, сложности пожара, неблагоприятного прогноза развития пожара, в том числе по погодным условиям. Все штабы обязаны оценивать меры, принятые для ликвидации пожара за предыдущий временной период, и нести юридическую ответственность за собственные решения», - подчеркнул Александр Козлов.

Руководитель Рослесхоза Иван Советников подчеркнул, что по поручению правительства России с 2023 года будут ужесточены проверки готовности территорий к пожароопасному сезону. Для этого ведомство введёт новый формат проверок на местах.

«Сегодня проверки в большей части сфокусированы на документах, мы же планируем перейти к более широкому контролю – в том числе выезду на места, посещению большего количества пожарных станций. Мы видим, что уже сегодня бывают ситуации, когда документы готовы, но приезжая на место – техника стоит, трактористов нет, людей нет. Это неправильно и ненормально. В следующем году мы существенно ужесточим проверки регионов к лесопожарному сезону», - рассказал Иван Советников.

Напомним, согласно указа президента, к 2030 году необходимо сократить на 50% площади лесных пожаров в каждом субъекте страны. Для этого сегодня ведётся оснащение территорий лесопожарной и лесохозяйственной техникой, увеличиваются штаты лесных пожарных. Кроме того, в 2022 году финансирование на борьбу с пожарами выросло более чем в два раза - с 6 миллиардов рублей до 14,2 миллиарда рублей. 

Читайте также: Утверждены обновленные правила тушения лесных пожаров


Что касается ООПТ, то одна из ключевых проблем на сегодня в этой сфере - отсутствие методики расчета и нормы оснащения федеральных ООПТ лесопожарными и иными противопожарными формированиями, средствами предупреждения и тушения пожаров. Исходя из установленных законодательством ограничений и режима охраны, с учётом передовых международных практик и новейших технологий не разработаны и не определены меры по снижению пожарной опасности и вероятности возникновения и распространения пожаров (замедления горения) на территориях, примыкающих к объектам туристкой инфраструктуры, местам пребывания туристов, а также вдоль туристических маршрутов и экологических троп, наблюдательных площадок и т.д. 

ЧТО ИМЕЕМ С ТЕМ И РАБОТАЕМ?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров». Однако данный документ предназначен для регулирования обеспеченности лесопожарных формирований только субъектов Российской Федерации. 

Минприроды России в настоящее время разработан проект приказа "Об утверждении Методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов". Однако, в преамбуле указанного проекта содержится ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р и указывается напрямую, что они предназначены для установления требований к лесопожарным формированиям субъекта Российской Федерации (ООПТ федерального подчинения не является территорией субъекта РФ, хотя и расположена в его границах). В свою очередь Федеральным проектом «Сохранение лесов» предусмотрены средства на оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием только органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

ЛОГИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

В этой связи отраслевые эксперты задаются вопросами:

  • когда же госрегулятор обратит внимание на острую необходимость разработки методик расчета или норм оснащенности ФГБУ ООПТ лесопожарными, противопожарными формированиями, оснащения техникой и специальным оборудованием (в том числе БПЛА, системы мониторинга и обнаружения ландшафтных (природных) пожаров, включая лесные пожары)? 
  • почему до сих пор нет специальной целевой программы оснащения ООПТ лесопожарными и аварийно-спасательными формированиями, техникой и оборудованием с целью сохранения природного разнообразия, памятников природы и экологической безопасности на ООПТ?     

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Эти вопросы разработчики Информационного бюллетеня №1 на тему: «Туризм: безопасность и сохранность ООПТ» (заказать бюллетень бесплатно >) адресовали представителям Минприроды России. Как сообщил и.о. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ А.В.Чертов данные вопросы являются актуальными для земель ООПТ федерального значения. 

"Минприроды России рассматривает вопрос о подготовке нормативов обеспечения пожарной безопасности на территориях ООПТ федерального значения по итогам проведения научно-исследовательских работ", - уточнил А.В. Чертов. 

Также и.о. директора Департамента сообщил, что вопрос разработки специальной целевой программы оснащения ООПТ лесопожарными и аварийно-спасательными формированиями, техникой и оборудованием ведомством прорабатывается и будет решен после согласования позиций всех заинтересованных субъектов безопасности.


С подробными разъяснениями Минприроды России по данным вопросам вы сможете ознакомиться на страницах Информационного бюллетеня №1 на тему: «Туризм: безопасность и сохранность ООПТ».

Издание предназначено для представителей федеральных и региональных государственных бюджетных (казенных) учреждений, осуществляющих управление ООПТ. Это уникальное отраслевое информационное издание, касающееся непростых особенностей и передовых практик обеспечения сохранности ООПТ, безопасности туризма и объектов инфраструктуры с набором формализованных документов, рекомендуемых решений и технических средств.  

Подробнее и заказать >


Наш канал Telegram - это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

 

Источник и фото: пресс-служба Минприроды России