Утвержден новый порядок оформления путевых листов. Безопасность учтена.

С 1 января 2022 года действуют поправки в Устав автомобильного транспорта, закрепляющие возможность повсеместного применения электронных перевозочных документов (ЭПД) на автомобильном транспорте. То есть все участники автомобильных грузоперевозок теперь могут создавать и обмениваться перевозочными документами (транспортной накладной, сопроводительной ведомостью, заказом-нарядом) в электронной форме (Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. № 390, зарег. в Минюсте 29.11.2022).

Весной этого года перечень ЭПД был дополнен еще несколькими документами, в том числе путевым листом. Применяться электронные путевые листы начнут с 1 марта 2023 года.

Формат электронного путевого листа разработает ФНС России, а новый порядок его оформления с учетом электронной формы надлежало разработать Минтрансу России.

И вот готовы новые правила оформления путевых листов. Отчасти они повторяют положения действующего в настоящее время Порядка № 368. Но все же много нового...


1. Обязательные реквизиты

Состав основных реквизитов все изменился:

В их число больше не входят наименование и номер путевого листа.
Вместо сведений о собственнике / владельце транспортного средства новые правила требуют указать сведения о лице, оформившем документ.

Для юрлица это:

  • полное наименование,
  • адрес в пределах местонахождения,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

2. Оформление путевого листа.

Путевой лист должен быть оформлен на бумажном носителе или в форме электронного документа. По-прежнему путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Оформление документа - обязанность собственника транспортного средства. Если если транспортное средство предоставлено по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляет арендодатель. Главное - документ должен быть оформлен / сформирован до выпуска транспортного средства на линию.

3. Порядок заполнения путевого листа

Для правильного указания сведений о перевозке и о виде сообщения в новых правилах закреплены специальные перечни:

Вид перевозки:

  • Коммерческие перевозки:
  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в т.ч. по договору аренды транспортного средства с экипажем);
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу, и др.
  • Перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями;
  • Работа специальных транспортных средств.

Вид сообщения:

  • Городское;
  • Пригородное;
  • Междугородное.
  • За собственником транспортного средства оставлено право включать в путевой лист дополнительные сведения с учетом особенностей перевозки.

4. Безопасность.

Уточнены требования к отметкам о прохождении предрейсового / предсменного и послерейсового / послесменного медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства.

Отметку "прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" проставляют при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Заверить отметку медработник может на бумажном носителе - собственноручной подписью, в электронном документе - усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или неквалифицированной ЭП, созданной на портале Госуслуг (УНЭП). Точно так же заверяется и отметка о прохождении послесменного / послерейсового медосмотра.

А вот результатом проведения технического контроля автомобиля может быть как привычная отметка "выпуск на линию разрешен" - если при контроле не выявлено нарушения технического состояния, так и отметка "выпуск на линию не разрешен" - если при контроле выявлены какие-то несоответствия.

Уточнены требования к работникам, ответственным за проведение технического контроля транспортных средств:

Дата и время выпуска транспортного средства на линию, показания одометра при выезде и возвращении, а также отметки о проведения предрейсового / предсменного и послерейсового / послесменного техосмотра проставляются указанным должностным лицом и заверяются на бумажном носителе - его собственноручной подписью, в электронном документе - УКЭП или УНЭП с указанием фамилии, имени, отчества. Таким же образом заверяются отметки при приеме-сдаче транспортного средства другому водителю в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов на каждого из них.

5. Журналы регистрации

В этой части, что называется, одна новость - хорошая, вторая - плохая.

Новые правила не требуют ведения Журнала регистрации путевых листов. Однако прямо указывают на необходимость оформления Журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В него требуется заносить данные о прохождении предрейсового / предсменного техосмотра.

Документ вступит в силу одновременно с началом использования электронных путевых листов - с 1 марта 2023 года и будет действовать шесть лет. С введением нового нынешний Порядок № 368 утратит силу, сообщает www.garant.ru.


Наш канал Telegram - это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >