Опять трагедия. Причины: слабая подготовка туристов к сложным маршрутам, низкий уровень профессионализма участников, пренебрежение правилами безопасности

Нарушение правил безопасности стало причиной гибели трех человек во время сплава по горной реке Китой на границе Иркутской области и Бурятии, сообщила в понедельник пресс-служба Главного управления МЧС по региону.

"К происшествию привело нарушение правил безопасности при управлении судном. Аэролодка ("Пиранья-5", на которой туристы поднимались вверх по течению реки - ИФ) была перегружена, и на сложном участке Китоя, с порогами и сильным течением, произошло ее опрокидывание. Все находящиеся в ней люди были без спасательных жилетов и практически не были готовы к преодолению этого сложного маршрута" - цитирует пресс-служба руководителя поисково-спасательных работ Андрея Кармаданова.

Кроме того, по данным МЧС группа туристов не была зарегистрирована в спасательных формированиях, что осложнило спасательную операцию - район поисков не был четко определен.

В сообщении отмечается, что река Китой признана опасной для сплава - на ней ежегодно происходят происшествия с туристами. Так, в прошлом году в этом же участке реки из-за опрокидывания такой же аэролодки погибли два человека.

В основе таких трагедий - слабая подготовка к сложным маршрутам, низкий уровень профессионализма участников, пренебрежение правилами безопасности - отсутствие спасательных жилетов и защитных касок

Как ранее сообщалось, 10 июня текущего года четверо туристов на аэролодке "Пиранья-5" поднимались вверх по течению реки Китой от поселка Раздолье (Усольский район Иркутской области). При прохождении одного из порогов в 1,5 км от устья реки Китойка (Окинский район Бурятии) лодка перевернулась. Спастись удалось одному мужчине, который по спутниковой связи вызвал помощь.

11 июня тела двоих туристов - 41-летней жительницы Иркутска и 45-летнего жителя города Ангарск (Иркутская область) - были обнаружены на берегу реки и доставлены в Иркутск. Тело 44-летнего мужчины спасатели обнаружили 17 июня в 20 км от места трагедии и доставили в Раздолье.


По оценкам экспертов, на долю экстремального туризма приходится более 10% доли туристического рынка в мире, при этом за счет своего многообразия и притягательности данное направление оценивается как наиболее перспективное. Учитывая, что данное направление туризма связано повышенными факторами риска и травмоопасности, оно предполагает с одной стороны определенный уровень подготовки самих туристов, с другой стороны - предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности инфраструктуры, экипировки и снаряжения, технических средств и к подготовке персонала. 

В настоящее время и в России все большее распространение получают экстремальные виды туризма. Данной тематике, в том числе, было посвящено одно из секционных заседаний  первой Всероссийской конференции «Безопасность туризма», организованной Ростуризмом в Москве 15 мая 2018 года (полный обзор конференции>). Кроме того, все участники мероприятия (свыше 300) получили первый номер отраслевого издания "Безопасность индустрии туризма", один из разделов которого посвящен безопасности экстремального туризма. В настоящее время готовится к выходу очередной номер журнала.

В издании подробно рассказывается о законопроекте об аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, разработанном Минкультом России. На страницах журнала также сообщается о том, что законопроект на данный момент согласован со всеми ведомствами. Именно в этом проекте прописаны требования к гидам, экскурсоводам и проводникам, фиксируются профессиональные стандарты для деятельности инструкторов-проводников, от которых зависит безопасность туристов. Кроме того, законопроектом определяются уровни сложности маршрутов, требования к ним, их классификация (водные, горные, подземные и другие).