Массовый китайский туризм в Россию возвращается?

Россия и Китай возобновили соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, приостановленное из-за пандемии COVID-19, следует из ответов МИД России и Минэкономразвития на запрос РБК. Речь идет о документе, заключенном между правительствами Китая и России в феврале 2000 года, он позволяет организованным туристам в группе от пяти до 50 человек посещать соседнюю страну по спискам без получения визы и находиться там до 15 дней.

Для пропуска туристов на российскую территорию Министерство культуры и туризма КНР в ближайшее время должно прислать Минэкономразвития список китайских туристических компаний, которые планируют отправлять групповые туры в Россию в рамках соглашения. Минэкономразвития, в свою очередь, направит этот список в пограничную службу. Предполагаемые сроки, когда заработает безвизовый коридор, в российском ведомстве не назван.

Насколько для России важно возвращение китайских туристов?

До пандемии больше всего иностранных туристов приезжали в Россию именно из Китая. В 2019 году из 5 млн туристов, посетивших нашу страну, почти 1,4 млн прибыли из КНР, следует из данных погранслужбы ФСБ. Большинство приезжали именно в рамках безвизовых групп — в 2019 году это были 1,2 млн человек.

Гости из Китая были лидерами по тратам среди посещавших Россию иностранцев. Согласно данным ЦБ, в 2019 году совокупные траты граждан КНР в России, включая туристов, достигли $1 млрд (для сравнения: находившиеся на втором и третьем месте граждане Казахстана и Украины потратили $978 млн и $943 млн соответственно).

Китайские туристы в основном посещали Москву и Санкт-Петербург — зачастую в рамках комбинированного тура, включавшего две столицы. Популярностью пользовались близкие к Китаю города Дальнего Востока, а также Сочи. В Москве и Петербурге оборот туроператоров по обслуживанию китайских туристов до пандемии мог достигать 30 млрд руб. в год — эти деньги шли на оплату услуг гостиниц, транспорта, заведений общепита и музеев, оценивала ассоциация «Мир без границ». Сверх этого китайцы могли тратить еще 10 млрд руб. на покупки и развлечения.

Россия в течение многих лет из-за слабого рубля была одним из наиболее востребованных у китайских туристов рынком для покупки премиальных и люксовых товаров (одежды, сумок, обуви, часов и украшений и других), отмечали в Deloitte. У московского ЦУМа доля покупателей из Китая доходила до 7% от общего числа клиентов, а у петербургского ДЛТ — 17%. Китайцы были активными посетителями российских музеев — например, в Государственном историческом музее (ГИМ) в 2019 году до 70% от общего числа иностранных туристов были из Китая.

Ожидания

Туристический бизнес возлагает на возвращение китайских туристов большие надежды, Российские туроператоры надеются, что смогут получить аккредитацию и выступать принимающей стороной для китайских туристических групп, чтобы исключить серые схемы при обслуживании гостей, которые были до пандемии, отмечают эксперты туротрасли.

Речь идет о распространенной практике туров «за ноль долларов», когда китайские турфирмы продавали путевки по цене ниже себестоимости, а потом «отбивали» деньги за счет покупок в магазинах России, где цены были завышены в несколько раз, при этом деньги покупатели переводили на счета компаний в Китае, и прибыль не попадала в российскую экономику.

Перевозки

Основное препятствие для возобновления массового туризма из Китая — авиаперевозка. Авиасообщение между Россией и Китаем после пандемии восстановлено, но в ограниченных объемах — это сказывается на стоимости билетов, сообщает РБК. Из российских авиакомпаний между Москвой и Китаем летает пока только «Аэрофлот»: три раза в неделю в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, один раз — в Чэнду. Исходя из вместимости самолетов Boeing 777-300ER (на 402 и 427 кресел), перевезти на этих рейсах «Аэрофлот» может суммарно максимум 8,54 тыс. человек. Что касается китайских перевозчиков, по данным АТОР, из Пекина в Москву летают Air China и Hainan Airlines.

Из российских регионов в Харбин летают самолеты «ИрАэро» из Иркутска и «Авроры» из Хабаровска. Другие российские авиакомпании хотели бы возобновить полеты в Китай, но сталкиваются со значительными трудностями, в то время как китайские перевозчики наращивают свое присутствие на рынке, сетует менеджер одного из перевозчиков.

Китайские власти предлагали увеличить в Россию число рейсов своих авиакомпаний, поскольку самолеты из России «имеют двойную регистрацию» и им «трудно летать в Китай», признавал посол КНР Чжан Ханьхуэй. Весной 2022 года Китай закрыл свое воздушное пространство для иностранных самолетов российских авиакомпаний, зарегистрированных в двух юрисдикциях (кроме России на Бермудах или в Ирландии). Иностранные лизинговые компании будут и в Китае задерживать свои самолеты, поэтому летать туда смогут только борты российских собственников, предупреждает гендиректор Friendly Avia Support Олександр Ланецкий.

По мере возобновления спроса «Аэрофлот» может увеличить частоту рейсов в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу до ежедневной, а полеты в Чэнду планирует выполнять до трех раз в неделю, сообщил РБК представитель авиакомпании. Начать полеты в Китай рассчитывает Utair, сейчас этот перевозчик завершает аккредитацию, сообщил РБК источник, знакомый с планами авиакомпании.

Как туристы смогут расплачиваться

Карты международных платежных систем Visa и Mastercard, выпущенные иностранными банками, перестали работать в России после ухода этих систем из страны в марте 2022 года.

Но в России граждане Китая могут расплачиваться картами китайской платежной системы UnionPay, а также через сервисы бескарточных платежей AliPay и WeChat Pay — последние наиболее популярны у китайских туристов. Впрочем, принимать их могут не во всех торговых точках.

Прием AliPay и WeChat Pay в России обеспечивают банк «Русский стандарт», платежные системы Sendy и «МОБИ.Деньги», сказали РБК их представители. На официальной странице AliPay указано, что его эквайером в России также является Промсвязьбанк (но в самом банке РБК уточнили, что сейчас не работают с AliPay и WeChat Pay).

Точное число торговых точек, подключенных к приему AliPay и WeChat Pay представители «Русского стандарта» и платежных систем не назвали. «МОБИ.Деньги» установили AliPay и WeChat Pay в офлайновых торговых магазинах и в сегменте HoReCa (отели и рестораны), уточнил представитель платежного сервиса. У платежной системы Sendy основное направление — крупные игроки сегментов «здоровье и красота» и «авиатранспорт», говорит ее руководитель Дмитрий Чупров, не уточняя других деталей.

UnionPay официально не объявляла об ограничении своей работы в России. Но, как сообщали источники РБК, китайская платежная система ввела запрет на обслуживание своих карт, выпущенных иностранными банками, в POS-терминалах, находящихся под западными санкциями банков (среди них — крупнейшие в России и Европе банки-эквайеры: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Промсвязьбанк и Газпромбанк). Из крупнейших банков-эквайеров под санкциями не находятся «Тинькофф» и «Русский стандарт».

Будет ли Россия популярна у китайцев, как раньше?

Поездки в Россию, безусловно, будут востребованы у китайцев — здесь играют роль традиции и близость территории, считает зампред совета ассоциации «Мир без границ» и гендиректор компании «Ретро-Туризм» Александр Львов. В то же время отсутствие в России ряда иностранных брендов может негативно повлиять на турпоток китайских туристов, признает эксперт.

После начала специальной военной операции на Украине большинство мировых люксовых брендов приостановили поставки в Россию и закрыли бутики — среди них были LVMH (Louis Vuitton, Dior, Fendi), Kering (бренды Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent), Richemont (Cartier, Piaget, Montblanc) и другие. Некоторые бренды вернулись на российский рынок в меньшем объеме и через других представителей, но получится ли удовлетворить спрос этим предложением — большой вопрос, отмечает основатель Fashion Advisers Мария Герасименко. Российские дизайнеры занимают незначительную долю в люксовой нише, и наиболее вероятным эксперт считает перераспределение расходов туристов в сторону покупки ювелирных украшений и впечатлений.

Далеко не все китайские туристы «скупали люксовые бренды», турпоток в Россию составляли в основном люди со средним достатком, которые путешествовали благодаря доступным из-за чартерных программ авиабилетам, возражает коммерческий директор въездного департамента туроператора «Интурист» Анастасия Балашова.

Россия по-прежнему популярна у китайских туристов, но их будет значительно меньше, потому что после пандемии туристические путевки подорожали во всем мире и потребуется несколько лет, чтобы цены на рынке стали приемлемыми, полагает Левченко. Достигнуть допандемийного уровня туристический поток из Китая в Россию сможет не раньше 2024–2025 годов, считает Балашова: «Все будет зависеть от количества авиарейсов, цен на билеты и наличия чартеров», — отметила топ-менеджер.

Китайские туристы могут сыграть ключевую роль в восстановлении российского въездного туризма, уверена экс-глава Ростуризма и член экспертного совета при правительстве Зарина Догузова. У туристов наконец появится возможность реализовать отложенный спрос на Россию — в первую очередь на культурно-познавательные поездки в Москву и Петербург, а также на экологические направления Дальнего Востока и Русского Севера. Но быстрого восстановления турпотока не будет — на достижение доковидных показателей может уйти минимум три года, предупреждает Догузова.

«За это время нужно завершить обеление этого сегмента рынка, чтобы деньги от посещения китайскими туристами России оставались в стране, и привлекать больше платежеспособных туристов, чтобы росли доходы российского бизнеса», отметила экс-глава Ростуризма.


Некоторые эксперты туристического рынка, все же не склонны предвкушать события и считают, что в первую очередь нужно решить вопрос прибыли от потока гостей из Китая. Действительно, ранее две трети рынка обслуживали нелегалы. Оценить масштабы упущенной прибыли нельзя, но объемы теневого рынка исчислялись миллиардами, утверждают эксперты. Этот вопрос касался и работы китайских "серых" гидов и экскурсоводов на нашей территории.

В этой связи стоит вспомнить поручение Президента России, направленное на исключение серых схем, которые использовали китайские туристические фирмы, в результате чего в российский бюджет не поступали средства. Как реализовано это поручение? 

Но есть и положительный момент.

По мнению Ассоциации "Безопасность туризма" положительную роль в решении этой проблемы должен сыграть также принятый в 2021 году закон  93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» (скачать >). Поправки, предусмотренные законом вступили в силу с 1 июля 2022 года. Ими установлены требования об обязательной аттестации  таких специалистов.

Однако пока  Экскурсоводы и гиды   могут осуществлять свою деятельность и без аттестации но до 1 июля 2023 г. Ранее выданные аттестаты   тоже действуют до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2024 года. 


Канал Telegram - это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото pixabay.com