Объекты неавиационных услуг будут соблюдать требования транспортной безопасности

Ассоциация "Безопасность туризма" ранее обращала внимание отраслевого сообщества на необходимость урегулирования  вопроса единых подходов к обеспечению безопасности различных объектов на территории аэропортов, в том числе - объектов неавиационных услуг. 

Это непростые шаги, так как требуют единого подхода, совместимости и интеграции систем безопасности объектов неавиационных услуг с системами транспортной безопасности аэропортов.

Ассоциацией было даже подготовлено специальное издание, посвященное этой проблематике: "Неавиационная деятельность в аэропортах" (полистать и заказать издание бесплатно можно тут>), тираж которого был направлен в Минтранс России и в Росавиацию. Проблематику госрегулятор изучил. Весьма отрадно, что в качестве законодательной инициативы был подготовлен сначала проект закона, который теперь стал полноценным законодательным актом.

В законе установлена обязанность соблюдать требования транспортной безопасности для лиц, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и ведущих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры.

К ним относятся, например, магазины, кафе в аэропортах и даже гостиницы. Это и есть - так называемые объекты инфраструктуры неавиационной деятельности. Перечень таких видов деятельности определен даже на международном уровне Руководством ИКАО по экономике аэропортов  (doc 9562).

Мы попросили прокомментировать актуальность этого закона Сергея Груздя, члена Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации, члена комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Туризм, физическая культура и спорт», Председателя Правления Ассоциации «Безопасность туризма»

"Объекты неавиационных услуг в силу специфики их функционирования и наличия свойственных им рисков, как правило, имеют собственные системы безопасности: системы видеонаблюдения, противокражные системы, охранные системы, СКУД и ряд других. При этом возникают вопросы, каким техническим требованиям и функциональным свойствам эти системы должны соответствовать, следует ли их интегрировать в единую систему авиационной и транспортной безопасности аэропорта? Ведь требование относительно обеспечения единого и непрерывного видеомониторинга в зонах ТБ никто не отменял! А еще задача обмена информацией, осуществления контроля и реагирования и т. д. В конце концов при этом встает вопрос о том, кто будет нести ответственность за какое-либо происшествие, за преступление, совершенное на объекте оказания неавиационных услуг, или за пожар? Операторы аэропорта или арендатор – владелец объекта неавиационных услуг? Получается, что объекты неавиационных услуг – это не только существенный доход аэропортов (в среднем до 40 % всего объема выручки!), это еще и дополнительные риски и угрозы. Наша задача была обратить на это внимание госрегулятора. Задача закона теперь  – минимизировать эти риски и, может быть, даже устранить. ", - подчеркнул Сергей Груздь.


Что еще установлено законом?

  • требования к передаче данных в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств;
  • уточнение требований к аэродромам совместного базирования.

Нюанс. Урегулирование обеспечения безопасности аэродромов совместного базирования.


Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.


Канал Telegram посвящен вопросам безопасности туризма. Это оперативный агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

фото www.pexels.com