Параплан. Опять падение.

В Республике Алтай упал параплан, по данному факту проводится проверка. Об этом сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре в соцсети.

По предварительным данным, падение произошло 2 августа около 15 часов (11:00 по московскому времени) в ходе спортивных мероприятий вблизи села Курай в Кош-Агачском районе республики.

Отмечается, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой организованы надзорные мероприятия по соблюдению требований воздушного законодательства, а также по установлению причин и обстоятельств происшествия.

При этом организатор Кубка России по парапланеризму Артем Соколов сообщил «Газете.Ru», что пилот применил запасной парашют и приземлился на склон горы. Он информировал о боли в пояснице, что часто бывает при компрессионном переломе позвоночника, поэтому ему запретили спускаться самостоятельно, сообщает ПГ.


Хорошо, что все закончилось благополучно. Вы можете спросить - а как обстоят дела в нашей стране с этим экстримальным видом спорта, который весьма популярен, благодаря своей доступности, простоте и крайней демократичности. Да, именно спорта, так как он входит во Всероссийский реестр видов спорта (спорт сверхлегкой авиации п. 132 Реестра).

Но как летать на параплане законно, не нарушая границ запретных воздушных зон и не пересекая трасс полета самолетов? Особенно это актуально для пилотов на мотопараплане, которые технически могут взлететь и летать практически в любом месте и на любой высоте до 5000 м. Давайте разберемся.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛЕТОВ НА ПАРАПЛАНЕ В РФ

Для начала определимся, что нам нужно, чтобы летать в России. Согласно приказу Минтранса России от 12.09.2008 N 147, п.2.1 пилотское свидетельство требуется только для пилотов воздушных судов с массой конструкции более 115 кг. То есть для полетов на параплане не требуется получать, а потом регулярно продлевать пилотское свидетельство. Соответственно не нужно проходить ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию.

Далее, что касается параплана как воздушного судна, его государственной регистрации и регулярного получения СЛГ (свидетельства летной годности). Приказ Минтранса от 18 ноября 2011 г. N 287, п.  2 утверждает, что сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. И без госрегистрации отпадает необходимость каждый год получать СЛГ, довольно дорогостоящую процедуру, сравнимую по стоимости с парапланом.

А что в России с воздухом? С 1 ноября 2010 года вступили в силу Федеральные правила использования воздушного пространства (ФПИВП-2010), утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138. Согласно этим правилам, все воздушное пространство в России разделено на классы A, C и G. И для выполнения всех полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса G, наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется. Оно требуется только для полетов в классе A и C, а для получения такого разрешения в органах организации воздушного движения (ОрВД) уже нужно иметь пилотское свидетельство.

ВЫВОД

Итак, параплан в воздухе подобен велосипеду на дороге. Не требуется пилотского свидетельства (аналога водительских прав), не нужно госрегистрации (как и номеров для велосипеда), не надо каждый год проходить СЛГ (как и техосмотра). Но и прав у параплана значительно меньше, чем у самолета. Как и у велосипеда в сравнении с машиной. Как нельзя на велосипеде выезжать на автомагистрали или двигаться по дороге дальше одного метра от обочины, так и для параплана возможны полеты только в воздушном пространстве класса G.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОСТРАНСТВА

Летать лучше всего в местах специально для этого предназначенных. Часто их называют дельтадромами. Аргументов в пользу этого предостаточно. Во-первых, это безопасно!

Не надо искать подходящее место и оценивать рельеф, все уже сделано. Присутствие других пилотов удержит пилота от полета в опасную погоду.  
Самые популярные дельтадромы:
Дельтадром "Планерское" - Крым, г.Феодосия, гора Клементьева. Старейший дельтадром. В 30-х годах там учились летать советские планеристы. И сейчас это место ежегодно посещают сотни любителей свободных полетов.
Дельтадром "Юца" - Кавказ, г.Пятигорск, гора Джуца1. Самый популярный дельтадром в СНГ. Там летают как начинающие пилоты, так и спортсмены. Более 10 лет в июле каждого года на Юце проводился чемпионат России.
Курай, горный Алтай - одно из немногих горных мест в России, где можно эффективно, красиво и безопасно летать. Наборы до 5000 метров над морем и больше 3000 над равниной. Маршруты по 100 км и более. В Курае проводится Чемпионат России по парапланеризму.

Ну а вне таких пространств - пилот предоставлен сам себе и должен надеяться только на свой опыт, знания и навыки.  По сути такие полеты аналогичны фрирайду на горных склонах (вне классифицированных горнолыжных трасс). 

ВОПРОС

Сейчас отраслевое сообщество во главе с Ростуризмом и при участии Ассоциации "Безопасноть туризма" проводит работу по упорядочиванию деятельности горнолыжных спусков. Нельзя будет эксплуатировать такую тарссу без свидетельства о классификации, введут штрафы за это. В перспективе будут разработаны правила поведения на них отдыхающих и правила эксплуатации, также появится ответственность за нарушение данных правил. Актуальность этого возникла из-за повышенного травматизма на склонах. На некторых ГЛК регистрируется свыше 1000 различных травм за сезон. Так может и парапланеризм нуждается в аналогичном регулировании, если фиксируются смертельные исходы?

И тут всплывает вопрос статистики, но это уже другая история...


Быстрее всего, самые оперативные и важные новости вы сможете узнать, подписавшись на наш канал Telegram, посвященный вопросам безопасности туризма. Наш канал - это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото  pixabay.com