Мнение: лицензирование заказных перевозок невыполнимы для транспортников, работающих с турбизнесом

Напомним, в октябре нынешнего года подписан Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Предполагается, что это должно упорядочить перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для более восьми человек, на случаи ее выполнения по заказам или для обеспечения собственных нужд.

Некоторые эксперты в целом поддерживают идею лицензирования, но сомневаются в том, что это приведет к снижению аварийности на дорогах, на что рассчитывает Минтранс. По их мнению аконопроект в его нынешней редакции однозначно создаст проблемы действующим перевозчикам.

«Есть целый ряд пунктов, которые окажутся неподъемными как для транспортных компаний вообще, так и конкретно для тех, кто занимается туристической перевозкой. Например, на лицензирование отводится очень короткое время, всего 4 месяца. А процедуру должны будут пройти десятки тысяч юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также производственных компаний, школ и других государственных учреждений, которые использовали автобусы для собственных нужд. Проект постановления содержит требования, которые не смогут быть выполнены большинством лицензиатов, по крайней мере, в установленный законом срок», – сказал руководитель комиссии по автобусным перевозкам РСТ Владимир Рабинков. И, скорее всего, чтобы транспортная деятельность не остановилась, правительству придется опять изменять правила и переносить сроки. Как это было, например, в вопросе детских перевозок в рамках постановления правительства №1177 от 17 декабря 2013 года, утвердившего «Правила перевозки организованных групп детей на заказных автобусах».

Один из принципиальных просчетов проекта – повторное включение требований, которые уже предусмотрены другими законами и нормативно-правовыми актами. Например, пункт 7 нынешнего проекта предусматривает необходимость соблюдения отдельных пунктов «Правил перевозки организованных групп детей». В постановлении №1177 есть полный перечень требований к детским перевозкам, а в статье 12.23 КОАП – перечень наказаний за их нарушение.

Соответственно, по словам г-на Рабинкова, если пункт 7 останется в обсуждаемом сейчас проекте, то получится, что нарушение одного из требований, например, отсутствие договора фрахтования, повлечет наказание сразу по трем статьям КОАП: по части 4 статьи 12.23 штраф 100 тысяч рублей, по части 2 статьи 11.14.2 штраф 200 тысяч рублей, да еще за нарушение лицензионных требований по части 3 статьи 14.1 штраф от 30 до 40 тысяч рублей.

Для компаний, занимающихся заказными туристическими перевозками, наиболее болезненными окажутся те требования по лицензированию, которые касаются режима труда водителя, парковок и так называемого категорирования автобусов. Так, продолжительность работы водителя регламентируется приказом Минтранса №15 от 20.08.2014 (в редакции от 3.05.2018). Прописанный в нем порядок подходит для регулярных перевозок и абсолютно не учитывает особенностей заказных, особенно туристических. И если раньше с этим несоответствием получалось сосуществовать, то теперь требования к режиму работы водителя оказались включены и в лицензионные правила, а это уже – дополнительная правовая нагрузка.

«В турпоездках случаются и поломки, и дорожные происшествия, иногда приходится ждать пассажира или стоять в пробке. Автобус с пассажирами на трассе бросить никак нельзя, ведь это не в городе на маршруте. Придется продолжить поездку, то есть превысить время работы водителя. Но тогда предприятию будет грозить штраф не только за нарушение водителем режима труда и отдыха по части 2 статьи 11.23 КОАП, как это и происходит сейчас, но еще один крупный штраф от 100 до 200 тысяч рублей и за грубое нарушение лицензионных требований по части 4 статьи 14.1 или даже приостановление деятельности», – пояснил Владимир Рабинков.

Плохо, по его словам, также и то, что получение лицензии и/или включение дополнительного автобуса в реестр оказались увязаны с очень длительной, многомесячной процедурой «категорирования» в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. Само присвоение категории бесплатное, но процедура тянется несколько месяцев. Это не позволяет подать уведомление о начале деятельности, получить лицензию, ведет к убыткам из-за длительного простоя автобуса, особенно нового.

Совершенно не обоснованно выглядит перечень требований к парковке, на которой будет находиться автобус – вплоть до предоставления выписки ЕГРН, договора владельцев на аренду территории и даже соответствия парковки требованиям Минтранса, которых, по словам г-на Рабинкова, просто нет в природе. А без предоставления этих документов перевозчик рискует не получить лицензию. «Это абсолютно избыточное требование, прежде всего, для туристических автобусов. Они вообще большую часть времени могут находиться в многодневных поездках и паркуются в разных удобных местах – естественно, охраняемых», – уточнил эксперт, сообщает www.ratanews.ru.


Ассоциация "Безопасность туризма" поддерживала и поддерживает принятие данного закона, так как проблема безопасности перевозок, в том числе туристов, весьма наболевшая. Многие эксперты убеждены, что теперь будет исключена возможность прикрываясь табличкой ЗАКАЗНОЙ уходить от процедур по обеспечению режима труда и отдыха водителей и оснащения автобусов тахографами, будут обязательными предрейсовый и послерейсовый контроль состояния водителей, а также технический осмотр транспортных средств перед выходом на линию. И главное - теперь турпоператорам и турагентам станет легче и спокойнее заключть договоры фрахтования автобусов.

Мы продолжем обсуждение данной темы на страницах очередного номера журнала "Безопасность туризма". Одним из экспертов, уже традиционно, выступит Лоран Борис Олегович - президент Ассоциации "Единая Транспортная Система "Автобусные Линии Страны", который также коснется проблемных вопросов обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности транспортных средств, осуществляющих перевозки туристов через ресурсы агрегаторов.

Подробнее об этом >