Электронной визой миграционный учет не перешибешь…
Мероприятие было организовано Комитетом Совета Федерации по международным делам, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители профильных федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители общественных объединений и коммерческих организаций в сфере туризма и научного сообщества (36 участников).
По приглашению председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачева в мероприятии принял участие Сергей Груздь, председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма».
Целью круглого стола было обсудить сложившуюся практику выдачи электронных виз прибывающим в Российскую Федерацию иностранным гражданам; перспективы ее распространения на большее число пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерацию, а также вопросы совершенствования для этих целей российского законодательства.

Напомним, возможность получить электронную визу появилась в августе 2017 года у граждан 18 стран (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №692-р). В российском законодательстве такой механизм был закреплен впервые и опробован на территории ДФО.
Особенностями оформления электронных виз являются:
  • отсутствие приглашающей стороны и подтверждения иностранным гражданином местопребывание на территории России;
  • отсутствие сбора (пошлины) за выдачу электронных виз;
  • 30-дневный срок действия электронной визы с момента размещения уведомления о ее выдаче на специализированном сайте МИДа России с разрешенным сроком пребывания в Россиийской Федерации не более 8 суток.
Согласно данным Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, за период с 7 августа 2017 года по 3 декабря 2018 года было оформлено 56016 электронных виз, на территорию ДФО по электронным визам въехало 40912 иностранных граждан. Основной поток туристов прибывает из Китая (33126 граждан) и Японии (8761 гражданин), и в основном с целью туристических поездок.
С 1 июля 2019 года действие электронной визы ожидается на территории Калининградской области. При этом срок действия таких виз будет продлен до 30 дней.

Все участники круглого стола поддержали идею внедрения электронных виз. Это правильный перспективный подход, который, по их мнению, значительно упрощает финансовые, временные затраты, в том числе консульские сборы.
Присутствующие на круглом столе представители органов власти Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан настаивали на том, чтобы следующим этапом развития стали субъекты – организаторы Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, так как в них уже создана вся необходимая техническая база и опробованы новые технологии с использованием паспорта болельщика (FAN-ID). Отмечено положительно продление по безвизового въезда по данному паспорту до 31 декабря 2018 года гостям и иностранным болельщикам ЧМ-2018, включая членов их семей.
Вместе с тем, есть ряд существенных проблем и недостатков, которые на практике. В первую очередь, это вопросы межведомственного взаимодействия и защиты информации от киберугроз.
Кроме того, в своем выступлении заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Викторович Крутиков обозначил, что обладатели электронных виз должны выезжать из Российской Федерации исключительно через пункты пропуска того субъекта Российской Федерации, в который был осуществлен их въезд. Также проблемой является недопустимость пересечения границ других субъектов Российской Федерации. Более того, авиаперевозчики вынуждены требовать визы на бумажном носителе при осуществлении авиаперевозок.
В качестве положительного примера был приведен опыт АТЭС: на территории данного объединения действует карта АТЭС, которая дает право на безвизовый въезд гражданам стран-участниц АТЭС.
Участники круглого стола весьма сдержанно отнеслись к оценке первых итогов внедрения электронных виз , так как доля, приходящая на них от общего числа виз на территории ДФО, не превышает 14-15%.
Новизна, а также наличие ряда нерешенных проблем, заметного и существенного влияния на въездной поток электронная виза не оказала.
В выступлениях докладчиков прозвучала неутешительная статистика относительно доли туризма в объеме ВВП России, а также динамика прибытия в Российскую Федерацию с туристическими целями.
Заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Анатольевич Аксенов в своем выступлении рассказал, что по данным министерства зафиксировано 17 млн. прибытий на территорию Российской Федерации иностранных граждан (ранее эта цифра составляла 18-19 млн. человек). 2/3 от всех иностранцев – это граждане так называемого ближнего зарубежья, которые в большинстве своем въезжают в Россию в качестве трудовых мигрантов.
Было отмечено, что увеличившийся поток туристов из КНР не оказывает существенного влияния на бюджет Российской Федерации, так как чек на одного туриста из Китая в разы меньше чека туриста из Европы, США или России. А потому, как отметил Сергей Павлович Шпилько, президент РСТ, торговое сальдо в сфере туризма далеко не в пользу России – 8 млрд. долларов ввозимых иностранными туристами против 31 млрд. долларов вывозимых российскими туристами за границу.
Об этом также весьма убедительно сказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Вадимович Фомин.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Евгеньевич Иванов представил сведения о количестве стран, готовых принять туристов из России без визы (113 стран, в том числе 11 из них выдают россиянам электронные визы). А Россия готова принять без визы 52 государства.
Весьма эмоциональным было выступление председателя Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергея Ивановича Груздя. Говоря о  существующих барьерах и ограничениях, он отметил, что к вопросам внедрения электронной визы надо подходить системно.
По его мнению, совершенно нелогично «пустить человека на крыльцо дома, но не позволять ему перемещаться по дому».
И в качестве серьезной проблемы он определил существующий порядок миграционного и регистрационного учета туристов в гостиницах и иных средствах размещения.
На практике сегодня используется 4 подхода к осуществлению указанной государственной услуги:
1) Копирование всех страниц документа, удостоверяющего личность и передача сведений на бумажном носителе в территориальные органы по вопросам миграции МВД России. При этом тратятся огромные ресурсы и фактически нивелируется весь смысл миграционного учета с точки зрения национальной безопасности, так как оперативно обработать «мешки» копий паспортов иностранных граждан не представляется возможным.
2) Посредством использование Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ): в силу того, что данный web-ресурс изначально не был предназначен для этой задачи, до настоящего времени остается открытым вопрос осуществления пакетной загрузки и передачи сведений для постановки на миграционный учет в органы полиции. Наиболее остро эта проблема стоит в крупных отелях, с большим потоком постояльцев. Что вынуждает владельцев таких объектов увеличивать количество персонала для ввода вручную данных о постояльцах. 
При этом выступающий обратил внимание на межведомственную разобщенность, в результате которой МВД России и Минкомсвязь России не могут оперативно реагировать и устранять возникающие проблемы при таком способе сбора и передачи сведений.
3) Активное внедрение в процесс сбора и автоматизации сведений посредников в лице коммерческих структур. 
По словам отельеров, в регионах идет прямое навязывание поставщика услуг по передаче данных в территориальные органы по вопросам миграции. 

При таком подходе отельеров понуждают использовать на возмездной основе различные программно-аппаратные комплексы для автоматизации процесса миграционного учета постояльцев. Данный подход содержит дополнительные риски и угрозы хищения и утраты персональных данных, а также взимание дополнительной платы с постояльцев гостиниц (200-250 рублей с каждого иностранного туриста - по сведениям, часто поступающим из Санкт-Петербурга), что вызывает с их стороны недовольство.
4) Опыт Правительства Москвы, при котором за счет бюджетных средств разработано и внедрено программное обеспечение («Модуль взаимодействия с информационными системами учета населения ГУ МВД России по г. Москве») между отельерами и ОВМ. При этом все расходы покрываются за счет бюджета города Москвы, но и при таком подходе выявлены проблемы (подробнее >). 
Сергей Иванович, полностью поддерживая идею внедрения электронной визы, предложил обязательно учитывать все аспекты, связанные с перемещением и пребыванием туриста на территории субъектов Российской Федерации.
По его мнению, электронная виза должна стать инструментом и средством снятия барьера в виде миграционного учета и исключения так называемого человеческого фактора, который нередко является почвой для нарушения законодательства и злоупотреблений.
Предусмотренные законодательством санкции за правонарушения в этой области (до 750 тыс. рублей за неисполнение требований миграционного законодательства) нередко приводят к абсурдной ситуации, при которой отельеры и владельцы малых гостиниц просто отказывают в размещении иностранным туристам.
В этой связи Сергей Иванович напомнил об утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации еще 6 августа 2015 года (!) №813 Положении о государственной системе миграционного и регистрационного учета.
Он подчеркнул, что среди основных задач данного Положения:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем совершенствования миграционного и регистрационного учета…
к) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств.
Одним из ключевых итогов мероприятия можно считать то, что была получена поддержка и согласие участников по включению в Резолюцию круглого стола предложений Ассоциации "Безопасность туризма" по реализации Положения Правительства Российской Федерации №813 и упрощении миграционного учета иностранных туристов в гостиницах и иных средствах размещения. Это может существенно повлиять на гостеприимство и увеличение въездного туристического потока в целом.
С целью обсуждения предложений в проект Резолюции 13 декабря 2018 года в офисе Центрального аппарата Ассоциации «Безопасность туризма» состоится заседание Комитета по IT, миграционному и регистрационному учету, защите персональных данных и кибербезопасности Ассоциации.
В настоящее время открыт прием предложений и вопросов, требующих обсуждения и разъяснения по данной тематике.
Свои предложения и инициативы можно направить на адрес info@tourismsafety.ru