В нацпарке «Югыд ва» во время речного сплава перевернулась лодка с туристами, которые отправились на опасный маршрут, несмотря на предостережения властей. Вызволять их пришлось вертолетом. Этот случай сегодня так озадачил членов региональной комиссии по ЧС, что они задумались над поправками в законе.
Как пояснила директор «Югыд ва» Татьяна Фомичева, из-за неблагоприятной обстановки на воде туристам за несколько дней до прибытия предлагали перенести поход, либо сменить маршрут. Однако они не стали переносить дату, а позже отказались и от страховки. Группа уже неоднократно сплавлялась по этому маршруту.
16 мая туристы зарегистрировалась в парке и начали сплав по реке Щугор. На следующий день один из них вернулся пешком и рассказал, что вечером опрокинулась одна из лодок, а туристы сидят на берегу в ожидании помощи.
Четверых туристов эвакуировали с места на вертолете. Для них эта история закончилась благополучно.
Председатель республиканской комиссии по ЧС Константин Лазарев возмутился тем, что туристов выпустили на маршрут, несмотря на опасность для жизни.
- Хорошо, что этот человек дошел до пункта, а если бы не смог? А если бы добрался через четыре дня, кого бы мы искали? - спросил он.
По словам директора парка, администрация не может запретить туристам выходить на маршрут и обязать их оформлять страховку.
- Если мы определяем, что нельзя быть в это время на маршруте, значит надо запретить выход групп. Раз все равно идут, пусть подписывают бумагу, что сами несут ответственность, и страхуются. А в страховке должно быть прописано, что в случае происшествий авиацию и работы оплачивает страховая компания, - предложил Константин Лазарев и напомнил, что это уже не первая эвакуация из парка на вертолете.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин подтвердил, что правила организации туризма определяются федеральным и республиканским законами, но там не прописаны вопросы безопасности.
- Очевидно, что нужно вносить изменения в закон и разработать нормативные акты, где будут регламентированы требования к безопасности туристических групп, - внес предложение Роман Полшведкин.

Константин Лазарев поручил проработать вопросы безопасности, которые будут обязательны для соблюдения, и прислать ему предложения к пятнице. Медлить, по его словам, нельзя, так как начался сезон и туристические группы со всей России пойдут по республиканским маршрутам.

------------------------------------------------------------------------------------

По оценкам экспертов, на долю экстремального туризма приходится более 10% доли туристического рынка в мире, при этом за счет своего многообразия и притягательности данное направление оценивается как наиболее перспективное. Учитывая, что данное направление туризма связано повышенными факторами риска и травмоопасности, оно предполагает с одной стороны определенный уровень подготовки самих туристов, с другой стороны - предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности инфраструктуры, экипировки и снаряжения, технических средств и к подготовке персонала. 

В настоящее время и в России все большее распространение получают экстремальные виды туризма. Данной тематике, в том числе, было посвящено одно из секционных заседаний  первой Всероссийской конференции «Безопасность туризма», организованной Ростуризмом в Москве 15 мая 2018 года (полный обзор конференции>). Кроме того, все участники мероприятия (свыше 300) получили первый номер отраслевого издания "Безопасность индустрии туризма", один из разделов которого посвящен безопасности экстремального туризма. В настоящее время готовится к выходу очередной номер журнала.

В издании подробно рассказывается о законопроекте об аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, разработанном Минкультом России. На страницах журнала также сообщается о том, что законопроект на данный момент согласован со всеми ведомствами. Именно в этом проекте прописаны требования к гидам, экскурсоводам и проводникам, фиксируются профессиональные стандарты для деятельности инструкторов-проводников, от которых зависит безопасность туристов. Кроме того, законопроектом определяются уровни сложности маршрутов, требования к ним, их классификация (водные, горные, подземные и другие).