Общественный порядок на стадионах. Чья зона ответственности?

Деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объектах спорта при проведении официальных спортивных соревнований возложена на Минспорт России (разработка и утверждение Типовой инструкции) и непосредственно на собственников (пользователей) объектов спорта в лице их руководителей и сотрудников, которые отнесены к субъектам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (п. 13 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. №353).

Однако есть нюанс.

В соответствии с действующим законодательством обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на стадионах является обязанностью полиции (это прямая норма – п. 5 ст. 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

В чем же дело? 

До 23 июля 2013 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", функция обеспечения безопасности на стадионе целиком лежала на сотрудниках полиции. Однако в связи с постепенным переходом к европейской системе, (сотрудники полиции находятся вне чаши стадиона, тогда как внутри за безопасностью следят стюарды), соответствующими изменениями законодательства, а также в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России, в российском спорте появляются контролеры-распорядители, называемые за рубежом стюардами. Введение данной фигуры призвано снизить численность полицейских, участвующих в обеспечении безопасности, сделать посещение стадиона более комфортным для зрителя. 

Однако, по мнению многих экспертов отрасли, полной замены полицейских на контролеров-распорядителей произоти не может. И одна из причин - контролер-распорядитель не может осуществить свое право на недопуск или удаление зрителя со стадиона при наличии на то оснований. Для того чтобы осуществить это право, ему необходимо привлечь сотрудника полиции для оказания содействия, которого в чашу стадиона не запускают. Круг замкнулся?

Кстати, в Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав. В России же контролер-распорядитель действует на основании гражданско-правового договора и даже обжаловать его действия в административном порядке нельзя. 

Чтобы понять актуальность вопроса достаточно вспомнить случай, произошедший во время матча ФК «Зенит» - ФК «Динамо» 11 мая 2014 года, когда на поле выбежала группа фанатов ФК «Зенит». Все, что они могли сделать контролеры-распорядители — это отговаривать фанатов от выхода на поле. Остановить же нарушителей они не в состоянии. И при этом не была оказана экстренная помощь со стороны полиции....


Учитывая изложенное, обобщив мнения и предложения участников Всероссийского ежегодного форума «Безопасность объектов спорта» Ассоциация «Безопасность туризма» направила обращение в адрес Минспорта России с просьбой  дополнительно рассмотреть наиболее часто задаваемые представителями спортивной отрасли вопросы (скачать >) и дать на них исчерпывающие ответы по существу.

Полученные ответы будут опубликованы в готовящемся Практическом пособии (руководстве) по безопасности объектов спорта (выход - март 2024 года).   

Если Вы хотите выразить свое мнение по данным вопросам – добро пожаловать в комментарии (ниже на странице) или напишите нам на почту (можно анонимно): [email protected]


Быстрее всего, самые оперативные и важные новости вы сможете узнать, подписавшись на канал Telegram, посвященный вопросам безопасности туризма. Это агрегатор новостей, позиций, мнений, комментариев и руководящих документов!  Подписывайтесь и будьте всегда в курсе всех новых событий отрасли!
Перейти на канал и подписаться >

Фото: скрин с видео