Авиакомпания «Победа» выиграла три суда с нарушителями, которые закурили в самолете, тем самым вынудив экипажи совершить незапланированные посадки. Об этом пресс-служба лоукостера сообщила в среду, 20 июня.

Речь идёт о трёх инцидентах, произошедших на рейсах из Москвы в Гюмри, а также в Махачкалу (и обратно). В первом случае командир воздушного судна принял решение приземлиться в Минеральных Водах во избежание возможного возгорания самолёта. Там же совершил посадку борт, следовавший из российской столицы в Дагестан. Рейс Махачкала – Москва также был прерван вынужденной «остановкой», но уже в Волгограде.

Общая сумма исков к нарушителям составила 706 тысяч 912 рублей – так оценил перевозчик свои расходы, понесённые вследствие незапланированных посадок. Напомним, «Победа» грозила взыскивать суммы этих издержек с нарушителей правил поведения на борту ещё прошлым летом, а один из первых исков был подан на 190 тысяч рублей. Правда, тот судебный процесс авиакомпания проиграла – как пояснили в самой «Победе», тогда перевозчик не учёл всех тонкостей оформления и процедур.
Но теперь лоукостер основательно подготовился. «Мы научились всё правильно документировать и будем плотно работать с приставами по взысканию с нарушителей всех сумм до копейки. Рекомендуем всем потенциальным курильщикам 100 раз подумать, прежде чем покурить на борту «Победы», – отметил гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков.


Напомним, впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.
Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:
— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
В 2002 году "Аэрофлот" ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах.
Комментарий эксперта:
Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда). Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как "это не он". На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке. Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто "прощают" и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру. 

Размеры штрафа
Штрафы за курение в самолете определяет политика конкретной авиакомпании. Согласно действующему законодательству и предусмотренному ФЗ №15 выплаты могут составлять до 50000 рублей.
Кто может штрафовать?
Такими полномочиями наделены полицейские. Если курящим пассажиром был нанесен к тому же ущерб авиакомпании, то денежно возмещение состоится в судебном порядке, при этом привлекаются представители прокуратуры.
Кому и куда жаловаться?
Некурящие пассажиры могут доложить о нарушениях требований ФЗ №15 в полицию или прокуратуру, при этом желательно подтвердить факт видеозаписями или показаниями других участников перелета. Обслуживающим персоналом дается сигнал о нарушениях на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.