За посещение местных природных парков будут брать плату?

Народный Хурал Республики Бурятия внес в Госдуму законопроект о введении платы за посещение гражданами особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Размер будет устанавливаться органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая территория, уточняется в документе.

Бурятские законодатели обратили внимание на почти двукратный рост туристского потока на региональных особо охраняемых природных территориях Бурятии — с 14,3 тысячи человек в 2014 году до 26,9 тысячи в 2017-ом.

"В случае взимания платы за посещение особо охраняемых природных территории регионального и местного значений возможно ее направлять на развитие туристской инфраструктуры и решать вопросы "дикого" туризма", — считают авторы законопроекта.

Кроме того, по мнению региональных законодателей, это позволит упорядочить поток туристов и, как следствие, снизить антропогенное воздействие на ареалы обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, в целях сохранения которых в основном и создаются особо охраняемые природные территории.

Сейчас к особо охраняемым природным территориям относятся государственные заповедники, в том числе биосферные, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. При этом субъекты Российской Федерации могут устанавливать и иные категории.

Пока закон "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает взимание платы за посещение гражданами федеральных заповедников и национальных парков в целях познавательного туризма. Размер устанавливает Минприроды. За посещение охраняемых природных территорий регионального и местного значений плату не берут.


В редакцию журнала «Безопасность индустрии туризма» часто обращаются туроператоры и турагенты, которые, в частности,  хотели бы знать порядок посещения с туристическими целями ООПТ. Какие для этого должны быть созданы условия (маршруты, навигация, проезд и парковка транспортных средств, места приема пищи, санузлы, места сбора мусора и т.д.)? Существуют ли минимальные требования (стандарты) обустройства ООПТ и их территорий для приема туристов?

А один из наиболее часто задаваемых вопросов – оплата посещения ООПТ: кто и на каком основании вправе устанавливать размер оплаты, порядок оплаты (наличная, безналичная формы), кто получатель этих средств и на какие цели они направляются?

Кроме того, наряду с объективными факторами и причинами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в России, ведущие отечественные и зарубежные туроператоры и турагентства нередко указывают слабую вовлеченность в туристическую деятельность ресурсов ООПТ - в силу некомпетентности и слабой информированности участников туристической деятельности, а также незаинтересованности администраций отдельных ООПТ. Их ресурсы и возможности недостаточно эффективно используются в туристских, просветительских и оздоровительных целях.

Мы предложили специалистам Министерства природных ресурсов и экологии разъяснить ситуацию. 

Ответы планируем опубликовать в №1- 2019 выпуске журнала "Безопасность индустрии туризма"

Мы также предлагаем туроператорам поделиться своим мнением и опытом, насколько активно вовлекаются в туристическую деятельность вашей компании ресурсы особо охраняемых природных территорий? Какие существуют проблемы? Что необходимо сделать, чтобы использовать в полной мере данное направление развития туризма? Насколько тут важны и актуальны вопросы обеспечения безопасности туристов? 

Свое мнение вы можете направить на адрес: red@tourismsafety.ru