Детский отдых и чудо-курорт в Анапе

Кубань остается одной из самых крупных здравниц России, где для отдыха и оздоровления школьников используются самые разные формы и программы - от простого купания в море и солнечных ванн до серьезных бальнеопроцедур. Однако с каждым годом рынок услуг по предоставлению детского отдыха сужается.

Многие игроки уходят в другие направления. Как вести бизнес на высоком уровне в сфере детского и семейного отдыха, учитывая жесткие нормативы и законодательные новеллы, рассказал учредитель детского лагеря «Жемчужина России», инвестор и автор проекта курорта Miracleon («Мираклеон») Валерий Димоев.

— Бизнес в сфере детского оздоровления вести всегда непросто, учитывая не только повышенную ответственность за безопасность подрастающего поколения, но и жесткие нормативы со стороны законодательства. Аналитики заявляют о ежегодном сокращении лагерей и здравниц для детей. Как вам удается в этой ситуации оставаться на плаву и держать высокую планку?

— Детским отдыхом всегда было тяжело заниматься, и из года в год ситуация осложняется: законодательство ужесточается и возрастает зона ответственности. Многие здравницы и детские лагеря закрываются, так как не выдерживают конкуренции и нагрузки. Например, до 2003 года все детские лагеря имели 100% налоговую льготу на землю и имущество. Сейчас все эти предприятия платят данные налоги. Для лагерей маленького формата с приемом до 1000 человек это большое обременение.

Но во главе проблемы стоит даже не высокая налоговая нагрузка. Сейчас нужно много инвестировать в объекты, чтобы обновлять материальную базу, инфраструктуру, проводить реконструкцию, вводить дополнительные мощности. При этом маржинальность бизнеса очень низкая и срок окупаемости этих объектов может составлять более 15-20 лет. Кроме того, в данном направлении ужесточаются контрольнонадзорные функции. Детский отдых становится более регламентированным, системным в работе, и не все могут переформатироваться под сегодняшние потребности и законы.

Но, безусловно, направление детского отдыха и оздоровления - приоритетное. Без него тяжелее адаптироваться детям в социуме. Ситуации разные бывают, семьи разные, но детские лагеря как раз объединяют, дают возможность самореализации ребенка, там он становится личностью.

ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

— В конце октября вступили в силу поправки к закону о правах ребенка, которые существенно расширили круг обязанностей для руководства детских лагерей. Согласно нововведениям, будут созданы специальные региональные реестры организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере отдыха и оздоровления детей. Как это изменит рынок данных услуг? Станут ли новеллы для вас дополнительной нагрузкой?

— Со стороны государства нужно правильно регулировать детский отдых, в частности обозначить четкие правила игры. Ведь сегодня любая мини-гостиница может объявить себя детским лагерем и работать. А это недопустимо. К тому же должна быть четкая классификация организаций, например, детский лагерь, пансионат, санаторий. Сейчас бывают случаи, когда на одной площадке располагается пансионат для взрослых и детский лагерь, а это по СанПиНу запрещено. Также я предполагаю, что благодаря новеллам будет больше проверок со стороны контролирующих органов. Но нас это не пугает. Мы готовы к правильным проверкам, когда есть объективный и рациональный подход. Чем больше проверяют, чаще подсказывают, как исправить ошибки, тем выше будет качество нашего сервиса.

— Наблюдаются ли какие-то изменения в предпочтениях отдыхающих и проходящих оздоровление? Появляются ли новые услуги?

— Сегодня со стороны родителей изменились запросы к качеству и сервису в детских лагерях. Они не хотят отправлять своего ребенка в места, созданные еще в советское время. Меняются и потребности в услугах. Понимая это, мы уже в 2013 году полностью переформатировали «Жемчужину России». При этом в ближайшее время планируем еще раз провести реконструкцию помещений и ввести дополнительные услуги. Сегодня на самом деле и дети, и родители требуют более высокого уровня условий проживания и питания. Они достаточно много ездили за границу и видели, какой там сервис: шведский стол, аквапарки, бассейны. Поэтому мы, например, будем переходить с порционного питания на шведский стол для детей от семи лет. Будет появляться больше бассейнов - как плавательных, так и лечебных. Изменятся условия проживания в номере: от четырехместных мы перейдем к двухместным с удобствами. Также в них появятся кондиционеры и телевизоры, когда это будет разрешено соответствующими нормативами.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ КРУГЛЫЙ ГОД

— Как бы оценили уникальность «Жемчужины России»?

— На мой взгляд, уникальность в том, что нам удалось объединить два направления: санаторно-курортное лечение и педагогическую работу. Не так много лагерей, которые предлагают профессиональное медицинское обслуживание. У нас массово заказывают путевки как крупные компании, так и региональные власти. Ребенок в течение 21 дня проходит полную профилактику организма при благоприятном южном климате и близости к морю. У нас большой спектр и образовательных программ.

— Удается ли поддерживать 100% заполняемость здравницы «Жемчужина России» всесезонно? Сколько детей в год посещает здравницу?

— В летний период принимаем 5100 детей, за год - 30 тысяч. У нас динамика роста очень высокая. Среди наших заказчиков - крупные корпорации, такие как РЖД, Газпром. Они отправляют к нам детей вагонами. Существует и региональный проект Свердловской области - «Поезд здоровья». Мы давно работаем с нашими партнерами, они довольны услугами. Но не все организации обладают большими социальными проектами. В последнее время многие переходят на монетизацию услуг и путевок. Например, правительство Москвы в течение четырех лет отправляло к нам детей на лечение, а теперь выдают родителям деньги вместо путевок. Зачастую в этом случае ребенок уже ничего не получает. В межсезонье мы больше обслуживаем юных кубанцев. Из других регионов редко возят детей во время учебного процесса. Хотя мы предлагаем дополнительное обучение, чтото вроде продленки, чтобы школьники не отстали от программы.

— Могли бы вы подвести итоги летнего сезона?

— В этом году мы очень хорошо поработали, поставленные задачи осуществили. На следующий год у нас есть план по увеличению количества отдыхающих. Если в этом году приняли 30 000 детей, то на следующий год хотим как минимум 33 000. Для этого увеличиваем коечный и номерной фонд, проводим реконструкцию. Задачи ставим всегда амбициозные, и пока не было таких моментов, чтобы их не выполняли.

РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ «ПЯТЬ ЗВЕЗД»

— Какая ниша на рынке детского отдыха пустует? Каковы запросы родителей?

— Большое количество запросов от родителей - «хотим быть рядом с детьми». Зачастую складывается так, что взрослые привезли детей в «Жемчужину России» и сами хотят тут же отдыхать. На фоне этого мы решили развивать дополнительное направление - семейный отдых. Рядом с территорией детского лагеря находятся 4-5-звездочные отели, где такие родители живут. Таким образом, они находятся в рамках одной локации. Или, например, после 14-дневного пребывания ребенка в здравнице многие желают потом продолжить отдых уже совместно с родителями.

— На сочинском форуме было подписано соглашение о строительстве на Пионерском проспекте современной здравницы класса «пять звезд». Проект стоимостью свыше миллиарда рублей включит спортивно-оздоровительный комплекс, центр развлечений, спортплощадки, прогулочные зоны, пляжные территории. На каком этапе его реализация?

— Мы немного опережаем график. На сегодняшний день практически закончены бетонные работы, идет процесс отделки. Препятствий никаких не вижу, к 2021 году должны будем открыться. Объект очень большой. Редко когда такие объекты за короткий промежуток времени запускаются в работу. Мы настроены оптимистично, все идет по плану.

— Насколько востребован дорогой отдых в пятизвездочном отеле?

— Мы планируем строить именно семейный отель для матери и ребенка. Здесь не преследуется цель устанавливать космические цены. Ведь существует стереотип: если уровень «пять звезд», то высокая стоимость номеров. Наша цель не быстро заработать денег, а систематизировать работу таким образом, чтобы это направление работало круглый год.

Ведь чем обусловлена высокая цена? Многие отели работают очень короткий срок времени летом, и все зимние расходы ложатся на этот период. Но мы стратегически смотрим на это по-другому. Наша задача - предложить турпакет с услугами, востребованными круглый год. Наша цель - организация сервиса и качества на любой карман. А также мы хотим, чтобы наши туристы могли отдыхать именно на российской территории, а не предпочитать турецкие.

КУРОРТ MIRACLEON

— Чем обусловлено создание проекта? В чем его уникальность? Есть ли похожие по формату курортные районы, расположенные в России или за рубежом?

— Построить целый курорт - это очень амбициозная задача, но выполнимая, и сейчас реализация этого проекта идет достаточно активно. Все действующие отели сети, а также детский лагерь «Жемчужина России» будут частью курорта. В проект будут интегрированы и новые наши отели, строительство которых сейчас ведется - Great Eight и FЮNF, и те, которые работают: Beton Brut, «Дача del sol», Fioleto, MoreLeto.

Сегодня четко понимаем, что на такого рода курорт есть спрос. Мы стараемся создать площадку, которая вберет в себя сервис международного уровня и досуг, представленный в разных точках планеты. Ведь почему так много людей уезжает в Турцию, Египет? Не потому, что там очень хорошо, а потому, что в России нет альтернативы. С открытием такого курорта будет решено несколько задач. Во-первых, появление нового уровня отдыха и возможность удлинить сезон. Во-вторых, создание новых рабочих мест, увеличение налоговой базы. В результате все довольны: турист рад и удивлен качеству, курорт растет, город получает свои налоги.

— Расскажите о концепции города Mira.

— У курорта Miracleon будет и своя столица - город Mira. Здесь запланировано все, что мы привыкли видеть в европейских городах: узкие улочки, камерные дворики, площади для прогулок и проведения городских мероприятий. Мы хотим воссоздать там культуру и атмосферу Старой Европы. Любите посещать Францию, Италию? Приезжайте к нам и окунитесь в эти образы, попробуйте европейскую кухню. Здесь мы преследуем цель, чтобы туристу не приедалось место, чтобы в одной локации он увидел разные культуры, хотим каждый раз удивлять.

— Насколько вам близка идея социально ориентированного бизнеса и как на местном уровне должно выстраиваться взаимодействие между властью, жителями и предпринимателями?

— Власти Анапы много внимания уделяют именно социальному направлению. В этом году большая работа проделана в сфере строительства школ, садов. Я очень благодарен, что и нам органы местного управления помогают развить именно социальное партнерство. В чем заключается помощь? В советах, подсказках, грамотном сотрудничестве, которое не предполагает палок в колеса. Если бы не было поддержки краевых и муниципальных властей, мне кажется, направлению детского отдыха было бы тяжело развиваться, да и в целом курорту пришлось бы непросто.

Что делаем мы? В «Жемчужине России» около 3000 человек работает летом, а зимой постоянный штат составляет 560 сотрудников. На наших предприятиях, которые занимаются семейным и «взрослым» отдыхом, работает около 800 человек летом, а зимой - порядка 300. Сотрудников привлекают официальная зарплата и полный социальный пакет. Таким образом, мы обеспечиваем отчисления налогов и занимаем работой людей.

АНАПА - ДЛЯ ТУРИСТОВ

— Как вы считаете, что необходимо сделать, в том числе на государственном уровне, чтобы сохранить стратегически важное направление детский отдых?

— Я уверен: детский отдых нужно сохранять. Ситуацию в сфере организации детского отдыха можно было бы изменить к лучшему, вновь введя льготу по налогу на землю для детских здравниц. Ведь сейчас налог в условиях применения в Краснодарском крае космической кадастровой стоимости земель черноморских курортов (которая кратно превышает действительную рыночную стоимость) стал для детских здравниц экономически убийственным, неподъемным бременем. Кроме того, можно было бы заключать контракты на детский отдых не на один сезон, а на два и более. Такой подход позволит здравницам уверенней чувствовать себя, сохранять кадровый потенциал, уменьшать расходы на торги и прочее. Нужно остановить и ежегодное сокращение средств на финансирование программ детского отдыха на Черноморском побережье при одновременном увеличении доли внутрирегионального детского отдыха. Логика властей, стремящихся оставить бюджетные средства в своем регионе, понятна. Однако же считаем, что такой подход не должен быть в ущерб здоровью самих детей, которые особенно нуждаются в получении необходимых для организма витаминов и климатопроцедур, доступных лишь на южном морском побережье.

— В последнее время многие участники рынка предоставления различных услуг для туристов высказывают опасения, что Анапа теряет статус традиционного курортного города. Поддерживаете ли вы такое предположение?

— Такие опасения высказываются из-за того, что в городе происходит массовая многоэтажная застройка без создания необходимой инфраструктуры. Я как курортник выступаю за идею создания курорта, а не индустриального города. Понятно, если инвестируешь в строительство домов, достаточно быстро выходишь на окупаемость. Маржинальность не сравнить с бизнесом в направлении детского туризма.

Но в результате получается, что дома построили, квартиры продали, но появились проблемы: большая инфраструктурная нагрузка, социальное напряжение из-за отсутствия работы и потеря облика города как курорта. Где аллеи, парки? Чтобы изменить эту тенденцию, необходимо устранить пробелы в законодательстве. Например, обратить внимание, что на первой береговой линии строятся апартаменты, а по сути это жилой комплекс. Или обязать застройщиков создавать парки.

Главе города и муниципалитету в целом тяжело изыскать деньги на обеспечение города социальной инфраструктурой и зелеными парковыми зонами. В свою очередь мы как социально ориентированные предприятия стараемся своими проектами помогать развиваться курорту. Надеемся, такая же позиция будет и у других представителей бизнеса. По материалам «Юг Times».