Внутренний туризм позволил туротрасли столицы сдержать удар пандемии

Несмотря на существенное сокращение турпотока в апреле, в целом в 2020 году столицу посетили 13,6 миллиона туристов.

Сергей Собянин рассказал о главных итогах прошлого года в сфере туризма в своем блоге. По словам Мэра Москвы, индустрия гостеприимства — одна из главных визитных карточек города последних лет — больше других отраслей экономики пострадала от пандемии.

В 2019 году Москва приняла рекордные 25,1 миллиона туристов и стала лауреатом самой престижной отраслевой премии World Travel Awards в номинации «Лучшее туристское направление. Город». В первом квартале 2020 года в столице успели побывать 5,5 миллиона гостей, что на 12 процентов больше, чем за тот же период предыдущего года. Однако в апреле туристический поток существенно сократился. Летний спад заболеваемости немного оживил отрасль. Так что по итогам ушедшего года в Москве побывали 13,6 миллиона туристов — на 46 процентов меньше, чем в 2019 году. Число внутренних туристов уменьшилось на 34 процента, иностранных — на 86 процентов. Среднегодовая загрузка гостиниц сократилась с 77 до 38–44 процентов.

«Этот результат мог бы стать катастрофой. Но в действительности туристическая индустрия Москвы выдержала этот удар. Предсказуемо, что путешественников из зарубежья практически не было. Около 800 тысяч иностранных туристов — это люди, успевшие побывать в городе в январе — феврале прошлого года. Но ставка на внутренний туризм вполне оправдала возлагавшиеся на нее надежды. В 2020 году в столице побывало 12,8 миллиона гостей из других регионов страны», сообщил Сергей Собянин.

Кроме того, индустрия гостеприимства осталась важной статьей пополнения городского бюджета и принесла Москве 77,7 миллиарда рублей. Это, кстати, в два с половиной раза больше, чем в 2010 году.

Портрет типичного туриста
Типичный турист 2020 года — житель российского региона в возрасте 25–44 лет, который приехал в Москву один, либо с семьей и друзьями. Многие брали с собой детей. В среднем туристы проводили в столице по пять — шесть дней, проживая у друзей, знакомых либо на съемной квартире. Примерно 30 процентов останавливались в гостиницах и хостелах, обычно выбирая трех-, четырехзвездочные отели.

Впрочем, примерно так же туристы проводили время в Москве и раньше. В этом году из-за отсутствия фестивалей и ограничений на работу музеев самым популярным занятием приезжих в столице стал шопинг. Также гостей привлекали прогулки по улицам и паркам, походы в кафе и рестораны.

Господдержка гостиниц
В наиболее трудном положении оказались гостиницы. Они потеряли до 90 процентов постояльцев и при этом должны были платить за тепло, воду, свет и начислять зарплату сотрудникам. Также у них появились дополнительные расходы на дезинфекцию.

В этих условиях серьезной помощью отелям стала программа временного расселения врачей и медицинских сестер коронавирусных госпиталей. С весны по осень более девяти тысяч медработников временно переехали в гостиницы, снизив риски заражения для своих семей. В программе приняли участие 42 крупнейших городских отеля.

Кроме того, 46 гостиниц получили субсидии на проведение дезинфекции помещений.

Russpass и не только
В разгар пандемии был запущен туристический сервис Russpass — цифровой конструктор путешествий, с помощью которого можно выбрать маршрут, забронировать отель и купить билеты. Также в этом году открылся культурный и туристический атлас #Москвастобой с видеоэкскурсиями и лекциями, начал работу проект образовательного туризма для детей «Город открытий». 

Все эти проекты оказались востребованными и подтолкнули многих к решению посетить Москву.