Как сообщил Игорь Яковнеко, ООО «Свод Интернешнл» (далее - Общество) является доверительным управляющим горно-туристского центра ПАО «Газпром». В соответствии с требованиями законодательства Обществом была проведена классификация горнолыжных трасс Курорта, получены свидетельства о присвоении категории. По мнению Общества, категории горнолыжных трасс, указанные в свидетельствах, выданных аккредитованной организацией, в полной мере соответствуют действительным характеристикам объекта и информируют потребителей о категории сложности для выбора трассы, соответствующей уровню навыков катания. В процессе эксплуатации жалобы о несоответствии присвоенной категории фактическому уровню сложности трасс Курорта от потребителей не поступали.
Вместе с тем, по мнению эксперта, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении срока действия выданного свидетельства. Согласно п. 17 Правил свидетельство действует 3 года со дня принятия решения о присвоении горнолыжной трассе определенной категории. Между тем, если эксплуатирующая организация не производит работ, изменяющих конфигурацию трассы, категория сложности трассы остается неизменной. Таким образом, проведение классификации трасс каждые три года фактически приобретает исключительно формальный характер, накладывая на горнолыжные курорты необоснованные трудовые и финансовые затраты.
Также, в части срока действия свидетельства о присвоении категории горнолыжной трассе целесообразно рассмотреть возможность установления условий по аналогии с порядком лицензирования отдельных видов деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 закона). При этом в случае изменения существенных условий лицензиат обязан обеспечить своевременное переоформление лицензии. Применяя аналогию, можно рассмотреть вопрос об утверждении бессрочного действия свидетельства о присвоении категории горнолыжной трассе и закреплении обязанности эксплуатирующей организации своевременного переоформления свидетельства в случае изменения конфигурации трассы.
Помимо изложенного, Общество также поддерживает мнение о необходимости разработки единых Правил поведения на горнолыжных курортах. При поддержке Администрации города Сочи горнолыжными курортами ГТЦ ПАО «Газпром», ООО «Роза Хутор» и НАО «Красная поляна» совместно был подготовлен свод тезисов, которые, по мнению курортов, целесообразно закрепить нормативно-правовым актом.
Особое внимание Игорь Яковенко обращает на следующее.
Ежегодно горнолыжные курорты города Сочи сталкиваются с проблемой пресечения действий лиц, оказывающих услуги обучения катанию на горных лыжах/сноуборде, не являющихся аккредитованными инструкторами курорта. Оказание услуг по обучению катанию на горных лыжах и сноуборде лицами, не обладающими необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья гостей курорта.
Несмотря на запреты, устанавливаемые администрациями курортов, ограждение потребителей от неправомерных действий таких инструкторов затруднено отсутствием достаточных правовых инструментов. Администрации курортов, являясь коммерческими организациями, не имеют законной возможности запретить или ограничить доступ неаккредитованных инструкторов на территорию курорта, поскольку в силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.
Основная проблема в спорах с недобросовестными потребителями связана с вопросом фиксации факта нарушения:
- с учетом современных платежных систем практически невозможно зафиксировать факт передачи денежных средств и оспорить довод нелегального инструктора о том, что он не оказывает услугу, а сопровождает родственника, друга;
- акт, составленный сотрудниками курорта, суды рассматривают как документ, составленный заинтересованными лицами;
- отсутствуют правовые основания для отказа в оказании услуг лицам, регулярно нарушающим правила курорта: курорт вправе прекратить оказание услуг в день нарушения, но не вправе отказать в продаже услуг такому лицу в последующем, т.к. «черный список» потребителей запрещен (судебная практика это подтверждает).
В этой связи, целесообразно внесение изменений в нормативные акты по аналогии с мерами, принятыми для безопасности при проведении спортивных мероприятий:
Справочно: для объектов спорта принято два Постановления Правительства РФ: от 16.12.2013 № 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (далее - Правила) и от 18.04.2014 № 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований". Правила устанавливают требования к лицам, посещающим массовые мероприятия на спортивных объектах, несоблюдение которых влечет наложение санкций в виде не допуска, удаления или привлечения к установленной законом ответственности (п. 15 Правил).
А еще, введена должность контролера-распорядителя - физического лица, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования (п.п.3.4 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
И введена санкция: административный запрет на посещение спортивных мероприятий сроком от шести месяцев до семи лет (ст.3.14 КоАП РФ), установленный для нарушений, предусмотренных ст. 20.31 КоАП РФ (нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований).
Практика ведения «черных списков» также актуальна для ГЛК. Можно применить аналогию с авиаперевозками: в 2017 году авиаперевозчикам было предоставлено право вести «черный список».
Справочно: Ст. 107.1 Воздушного кодекса РФ определяет порядок отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается перевозчиком на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна).
Подводя итог, устранению неполноты в правовом регулировании обеспечения безопасности на горнолыжных курортах, по мнению экспертов горно-туристского центра ПАО «Газпром», может поспособствовать введение норм, распространяющих свое действие не только на период проведения спортивных мероприятий, а именно:
1) утверждение уполномоченным органом Единых правил поведения на горнолыжных курортах (далее - Единые правила), обязательных для выполнения всеми посетителями;
2) внесение в ст. 20.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изменений, закрепляющих право владельцев горнолыжных комплексов привлекать на договорной основе контролеров-распорядителей для постоянного их нахождения на курорте (не только на период проведения официальных спортивных соревнований) в целях обеспечения соблюдения посетителями курорта Единых правил;
3) внесение в КоАП РФ норм, устанавливающих административную ответственность лиц, нарушающих Единые правила, в виде административного запрета на посещение горнолыжных комплексов, административного штрафа;
4) наделение контролеров-распорядителей полномочиями составлять акты об административных правонарушениях;
5) наделение администраций горнолыжных курортов полномочиями вести реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение Единых правил;
6) наделение администраций горнолыжных курортов правом отказать в оказании услуг лицу, включенному в реестр.
При подготовке нормативно-правовых актов необходимо учесть специфику объектов горнолыжных курортов, представляющих собой открытые территории для массового нахождения посетителей, отсутствие в связи с этим возможности идентификации и проверки документов каждого лица, находящегося на курорте.
Напомним, ранее рабочей группой Совета по классификации горнолыжных трасс при Федеральном агентстве по туризму было принято единогласное решение о необходимости корректировки действующего приказа Ростуризма от 08.09.2020 N 287-Пр-20 "Об утверждении Правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей".
Ассоциацией «Безопасность туризма», в качестве члена рабочей группы, проявлена инициатива, подготовлены предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и классификации горнолыжных трасс, с учетом мнений ГЛК г. Сочи, в том числе горно-туристского центра ПАО «Газпром» (на 12 л.) переданы в Ростуризм установленным порядком.
Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!
Подписка на новости >